Публикации
Черный ящик. Улучшение разгонной динамики автомобиля
Чтобы улучшить разгонные характеристики автомобиля, водители давно прибегают к чип-тюнингу. Но есть и другой способ — установить специальное микропроцессорное устройство для электронной педали газа, которое позволяет улучшить ее выходные характеристики и, соответственно, динамику разгона автомобиля. В особенностях подобных устройств разбирался журнал «ГАИ».
В большинстве современных автомобилей тросовый привод газа заменила электронная педаль. Это является вынужденной мерой для машин, соответствующих требованиям норм токсичности ЕВРО-4. Для сохранения чистоты окружающего воздуха это плюс.
Но есть в этом и свой минус. Дело в том, что на таких автомобилях электронный блок управления двигателем (он отвечает за подачу в цилиндр рабочей смеси воздуха и топлива и обеспечивает выполнение большого количества требований, предъявляемых к современным авто) с запаздыванием открывает дроссельную заслонку, увеличивая подачу топлива. В результате старт и разгон достаточно мощной машины происходят не так быстро, как бы нам того хотелось.
Вообще-то электронная педаль газа не имеет механической связи с дроссельной заслонкой. Но при нажатии на педаль акселератора датчик передает на контроллер сигнал о ее новом положении. Контроллер, в свою очередь, выдает сигналы на исполнительные устройства управления двигателем и изменяет положение дроссельной заслонки (увеличивает угол ее открытия), объем подаваемого топлива и ряд других параметров. Все это осуществляется на основе специальной программы управления двигателем (так называемой «прошивки»), записанной в память контроллера. В итоге, какой бы ни была скорость нажатия на педаль газа, дроссельная заслонка открывается по алгоритму, заданному программой контроллера, то есть с определенным запаздыванием. Следствием этого и является «задумчивость» автомобиля, снижение динамики разгона.
Для авто с электронной педалью газа и были разработаны специальные устройства — сначала shpora (шпора), а потом и jetter (джеттер). Они преобразуют сигналы с датчиков положения педали газа таким образом, чтобы обеспечить «жесткую» связь между положением педали и положением дроссельной заслонки, исключая запаздывание ее открытия при динамичном нажатии на педаль.
А это позволяет подать в цилиндры двигателя больше рабочей смеси, улучшая за счет этого динамику разгона. На некоторых моделях автомобилей устройства улучшают разгон до 10%.
Поскольку алгоритм управления дроссельной заслонкой обособлен от остальных управляющих алгоритмов электронного контроллера автомобиля, то установка шпоры или джеттера не влияет на работу таких систем как топливоподача, зажигание, антиблокировочная система тормозов и т.п. Кроме того, воздействие устройства не меняет режимов работы самого движка и оказывает влияние строго в границах его штатной характеристики.
Что представляют из себя шпора или джеттер? Это небольшой черный ящичек. Одним разъемом он подключается к разъему датчиков положения на педали акселератора, другим - к разъему на штатном жгуте автомобиля. Поэтому никакие дополнительные доработки устройств автомобиля не требуются. Установить его можно на машину и с механикой, и с автоматом — выпускаются разные модели. Также джеттер можно купить в комплекте с брелоком управления, что позволяет выбирать и менять во время езды нужный вам режим управления: «Норма» (штатный), «Динамик» и «Спорт» (ускоренное открытие заслонки). Единственное, о чем должен помнить любой водитель, решивший поставить джеттер или шпору, они приносят эффект на скорости от нуля до восьмидесяти километров в час, т. е. актуальны, в основном, в городе, когда приходится часто стартовать со светофоров. А для достижения максимального результата их работы, штатной кнопкой можно отключать противобуксовочную и противозаносную системы автомобиля.
Что касается расхода топлива, то после установки джеттера или шпоры возможно как его повышение, так и понижение, все зависит от стиля вождения. Как показывает практика, изменение расхода составляет плюс-минус 0,4 л на 100 км.
Материал подготовлен журналом «ГАИ».