Публикации
Революционный подход. Действие новых законов ТО и ОСАГО
Я и не предполагала, что когда-нибудь о правилах прохождения техосмотра мне придется писать в рубрику «Страхование». Пришлось. Любят все-таки в России революционные перевороты, чтобы сразу все с ног на голову, с размахом — на сто восемьдесят градусов. Чтобы вместо буржуазии государством управлял пролетариат. Чтобы «повернуть реки вспять» — в противоположном предопределенному природой направлении. Чтобы контроль за технической безопасностью наших машин осуществляла не служба, смыслом существования которой как раз и является делегированная государством инспекция безопасности дорожного движения — ГАИ несколько лет назад зачем-то ведь переименовали в ГИБДД — а структура, которая занимается защитой интересов физических и юридических лиц, Российский союз автостраховщиков (РСА). Именно такое определение термина «страхование» содержится в Законе об организации страхового дела: «Страхование — это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев…». Революционные изменения пыталась подытожить ЛИНА ПЛАТОВА, журнал «ГАИ».
Страховые схемы
С 1 января 2012 г. вступили в силу новые правила проведения техосмотра и покупки полиса ОСАГО, несмотря на многочисленные просьбы самих страховых компаний отсрочить нововведения. Все новшества, по сути, вытекают из одного определяющего принципа: контроль за техническим состоянием автомобиля и, соответственно, за его безопасностью на дороге от ГИБДД перешел к страховщикам, т. е. государство, чьи интересы представляет госавтоинспекция, сняло с себя эту ответственность, переложив ее на коммерческие структуры.
По окончании длинных новогодних праздников это доставило немало хлопот всем — страховщикам, ПТО (пунктам технического осмотра), которые, согласно нововведениям, автоматически переименованы в ОПО — операторов технического осмотра, ну и, конечно, автовладельцам.
Итак, с чем столкнулись страховые компании. Большая часть из них весь конец прошлого года занималась тем, что обзванивала своих постоянных клиентов, действие полиса ОСАГО у которых заканчивалось в первые месяцы 2012 г., и рекомендовала пройти техосмотр заранее, по старым правилам. Такими же предложениями были увешаны и многие рекламные щиты в жилых домах и на улицах города. И некоторые автовладельцы вняли совету. Кто-то успел просто купить полис ОСАГО, даже не проходя техосмотр, на который еще распространялся мораторий — ведь даже если до конца действия полиса ОСАГО остается месяц-два, страховщик не вправе отказать в продаже нового. А кто-то заранее прошел техосмотр. Как рассказали в «Объединенной страховой компании», в январе к ним за полисами несколько раз обращались водители с талонами ТО, полученными еще в декабре, когда на станциях техосмотра не было ни очередей, ни ажиотажа.
Ну а в начале года, когда у многочисленных операторов техосмотра возник дефицит бланков талонов, некоторые страховщики, чтобы не лишиться гарантированной прибыли, начали спешно искать выход из положения. Так и возникла новая схема, вызвавшая на страховом рынке скандал и повлекшая внесение первых поправок в едва вступивший в силу закон. Как известно, компания «Росгосстрах», заключив соглашение с одним из крупных операторов технического осмотра, начала выдавать полисы ОСАГО по принципу «первичного» заполнения талонов ТО (есть подозрение, что без реального проведения инструментального контроля автомобиля), взяв с автовладельцев письменное обещание самостоятельно завершить процедуру ТО. Другие крупные страховщики, столкнувшиеся с теми же трудностями нехватки талонов ТО и приостановившие продажи полисов «автогражданки», заявили о дискредитации нового закона и даже инициировали отставку главы РСА. Президиум Союза отставку вначале принял, назначив нового и. о. главы, потом решение было отменено. Но это имело свои последствия — в течение недели Министерство финансов РФ должно решить вопрос привязки прохождения ТО к продаже полиса ОСАГО. Чем это может обернуться для автовладельцев — чуть позже.
Операторские трудности
С не меньшими трудностями столкнулись и операторы технического осмотра. Как было заявлено, новая процедура техосмотра должна была кардинально уменьшить количество проверяемых в автомобиле позиций, соответственно, сократить время проведения техосмотра с 44 до 30 минут, что повлияет на уменьшение очередей — они и стали последней каплей, после которой год назад был введен мораторий на техосмотр и принято решение о внесении изменений в процедуру проведения ТО.
В середине января я обзвонила ряд екатеринбургских операторов, которые значились в списке аккредитованных РСА. И вот что удалось выяснить. Начнем с того, что в базу РСА автоматически попали все операторы, у которых прежде были подписаны договоры на проведение техосмотра с УГИБДД по Свердловской области. При этом часть из них и дальше заниматься техническим осмотром не планировала. Среди таковых, например, Audi-Центр. Как рассказал начальник сервиса автоцентра, возможность работать по новым правилам рассматривалась. Однако в итоге руководством было принято решение не проходить аккредитацию и не заниматься техническим осмотром, поскольку сервисы Audi-Центра и так перегружены машинами клиентов.
Позвонив другому числившемуся в списке РСА оператору — «ИП Балакин», узнала, что по указанному адресу в автосалоне на проспекте Космонавтов ТО не проводится по техническим причинам — не работает стенд для проведения инструментального контроля.
Впрочем, большинство прежних ПТО все же продолжает проводить техосмотр (см. Табилцу 2). Но и тут не обошлось без сбоев. В третьей точке г. Екатеринбурга из реестра, опубликованного на сайте Союза автостраховщиков, тоже столкнулись с техническими трудностями, но уже другого порядка. Во-первых, в ЗАО «Клаас», куда я дозвонилась в первые рабочие дни января, мне сказали, что техосмотр пока не проводится по банальной причине: необходимо перенастроить кассовый аппарат, который по старинке выдавал чеки с НДС — по новому закону процедура ТО НДС не облагается. Во-вторых, руководителю «Клаас» на тот момент так и не удалось ознакомиться с особенностями отправки отчетности в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИС): несмотря на то, что компании были выданы пароль и логин для входа в систему, она не отвечала. Поэтому всем обратившимся после новогодних праздников автомобилистам в оказании услуги приходилось отказывать. Но это были временные трудности.
С гораздо большими проблемами могут столкнуться ОПО, чтобы соблюсти регламент времени, отводимый на процедуру техосмотра. Как пояснили специалисты, количество проверяемых деталей и систем уменьшилось, но незначительно. Теперь не придется, в частности, проверять наличие аптечки, состояние подушек безопасности, датчиков ABS, износ колодок и особенности строения фар. Однако в диагностической карте появилось множество новых пунктов, требующих заполнения. Так, по новым правилам в ней необходимо указывать вид топлива, массу автомобиля, пробег, размер и производителя шин и колесных дисков, вид тормозной системы и т. д. А также при проверке всех параметров (концентрация вредных выбросов в выхлопе, уровень шума, состояние колес, шин и т. д.) — допустимую верхнюю и нижнюю границу по каждому показателю. Наконец, если автомобиль не прошел техосмотр, в карту придется заносить перечень обнаруженных неисправностей и заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства со ссылками на соответствующие нормативные документы — ГОСТы, техрегламент и т. д. Все эти нововведения, если операторы действительно будут их неукоснительно соблюдать, отнимут немало времени. И эксперты уверены, что провести качественный инструментальный контроль автомобиля за полчаса невозможно. Кроме того, многие техцентры пока не могут выполнить и требование проверять автомобили на шум — у них просто нет необходимого оборудования и специального отдельного помещения.
А вот на угон автомобили на пунктах технического осмотра теперь не проверяют. Хорошо это или плохо, выяснится, как минимум, через год, когда появится статистика по раскрываемости хищений и угонов ТС.
Автомобилист заплатит дважды?
Что же имеют на данный момент автовладельцы? Многие из них пока пользуются тем самым мораторием и не торопятся на техосмотр. Проще тем, кто приобретает новые автомобили — в течение первых трех лет проходить ТО не придется. Правда, это правило распространяется далеко не на все транспортные средства — только на легковые автомобили, которые не используются для коммерческих перевозок и в учебных целях. Список тех, кому придется ездить на эту процедуру регулярно, гораздо шире. Так, раз в полгода получать новый талон ТО должны легковые такси, автобусы, грузовики, оборудованные для перевозки более чем восьми пассажиров, специализированный транспорт для перевозки опасных грузов. А раз в год техосмотр предписан грузовикам массой более 3,5 т, учебным авто, а также ТС, оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Также автовладельцам теперь придется платить и за повторный осмотр. Когда писался этот материал, еще далеко не все операторы определились с его стоимостью. При повторном осмотре проверяются только те показатели, которые были признаны не соответствующими обязательным требованиям безопасности при предыдущем техосмотре. И стоимость проверки каждого из них рассчитывается операторами самостоятельно в зависимости от трудозатрат. Единственное ограничение общая сумма по семи основным параметрам инструментального контроля, которые внесены в диагностическую карту, не должна превышать стоимость первичного осмотра. Так, к примеру, в ПТО Диагностика-Урал повторная проверка двигателя стоит 65 руб., тормозной системы — 150 руб., стеклоомывателей и стеклоочистителей — 10 руб. Но это только в том случае, если автовладелец успеет устранить все недочеты и приехать на повторный осмотр на ту же точку, где проходил и предыдущую проверку, в течение 20 дней. Если же он опоздает или отправится к другому оператору, ТО придется проходить заново — в полном объеме за полную стоимость.
Еще к одной неприятности могут привести первые поправки к законам ТО и ОСАГО, о которых я упомянула выше и которые на момент написания статьи готовились Минфином. Предполагается, что они должны переложить ответственность за отсутствие талона техосмотра со страховщика на автовладельца. Это значит, что в случае ДТП, если выяснится, что техосмотр не был пройден в надлежащем объеме, страховщик, сделавший выплату по ОСАГО пострадавшему, предъявит регрессивный иск «недобросовестному» автовладельцу с требованием вернуть потраченные им деньги.
Вот только по официальной статистике ГИБДД, доля аварий по причине технических неисправностей автомобилей составляет в России всего 0,5% от общего количества ДТП. По данным Свердловского УГИБДД, этот процент еще ниже: за прошлый год на территории области было зафиксировано 16 аварий по причине неисправности транспортного средства, что составило 0,3% от общего количества. И по справедливости, выставлять регрессивный иск следует не всем автовладельцам, не прошедшим техосмотр в полном объеме, а только тем, которые стали виновниками дорожного происшествия из-за неисправности автомобиля. Вряд ли поправки примут с учетом этого момента — наверняка они будут распространяться на всех без исключения автовладельцев. И второе, как контролировать, в каком объеме был выполнен техосмотр? Если в случае каждого ДТП устраивать проверку оператора, то можно «закошмарить малый и средний бизнес» так, что он и не выживет.
Впрочем, поправок придется принимать еще немало: с каждым днем работы нового закона возникает все больше и больше вопросов. И если с теми автовладельцами, у которых действие талона техосмотра заканчивается в августе, все понятно — им для покупки полиса ОСАГО придется проходить «внеурочный» осмотр (срок действия талона ТО должен составлять не менее 6 месяцев на момент приобретения «автогражданки»), то что делать с теми, у кого срок действия талона 6,5 месяца? В нынешней редакции закона страховая компания не вправе отказать им в ОСАГО без прохождения ТО. Но, с другой стороны, купив полис, они смогут остальные 5,5 месяца после окончания действия талона ездить без техосмотра.
Видимо, в течение этого года мне придется еще не раз возвращаться к этой теме. Оно и понятно — революции безболезненно не проходят.
Таблица 1
Предельный размер платы за проведение ТО, установленный правительством Свердловской области
Категория транспортного средства |
Сумма (руб.) до 01.01.2012* |
Сумма (руб.) с 01.01.2012 |
ТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более восьми мест для сидения пассажиров |
297 |
498 |
ТС с полной массой до 5 т, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более восьми мест для сидения пассажиров |
от 367 до 574** |
896 |
ТС с полной массой свыше 5 т, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более восьми мест для сидения пассажиров |
от 426 до 689 |
1079 |
ТС с полной массой до 3,5 т, предназначенные для перевозки грузов |
от 327 до 490 |
531 |
ТС с полной массой от 3,5 до 12 т, предназначенные для перевозки грузов |
от 419 до 634 |
1046 |
ТС с полной массой свыше 12 т, предназначенные для перевозки грузов |
от 443 до 673 |
1129 |
Прицепы с полной массой до 3,5 т |
от 139 до 295 |
415 |
Прицепы с полной массой свыше 3,5 т |
от 243 до 355 |
730 |
Мототранспортные средства |
170 |
166 |
*Установлен постановлением РЭК Свердловской области от 23.03.2011
**В зависимости от типа ТС и в соответствии с предыдущей редакцией технического регламента без учета НДС
Таблица 2
Операторы технического осмотра (ОТО) в г. Екатеринбурге
ОТО |
Адрес |
Телефон |
Автотест |
ул. Челюскинцев, 15 |
378 12 52 |
ПТО Автодиагностика-Урал |
ул. Академика Вонсовского, 1 |
267 88 58 |
Клаас |
ул. 2-я Новосибирская, 2 |
22 999 55 |
Диагностика-98 |
ул. Черняховского, 68 |
258 56 58 |
Автодиагностика |
ул. Раевского, 13 |
349 07 60, 349 07 66 |
Автоцентр «Автобан» |
ул. Щербакова, 144 |
216 33 00 |
Автоцентр «Автобан-Запад» |
ул. Металлургов, 67 |
231 77 77 |
ЦИФРЫ
498 руб. — предельный размер платы за техосмотр легковых автомобилей на территории Свердловской области
66 руб. — предельный размер расходов на оформление дубликата талона ТО на территории области
150 руб. — стоимость проверки тормозной системы при повторном прохождении техосмотра
65 руб. — стоимость проверки двигателя при повторном прохождении ТО
10 руб. — стоимость осмотра стеклоочистителей и очистителей фар после устранения неисправностей
Материал подготовлен журналом «ГАИ».