Публикации
Правила перехода для родителей и их детей
Дети — самые незащищенные участники дорожного движения. И ответственность за их жизнь и здоровье целиком лежит на взрослых. О том, какие элементарные нормы безопасности должны соблюдать родители, чтобы уберечь своих детей, журналу «ГАИ» рассказала начальник отделения пропаганды ГИБДД Управления МВД России по городу Екатеринбургу ИННА ЕФИМКИНА.
— Инна Геннадьевна, итоги прошедшего года подведены. Какова ситуация в нашем городе?
— За 12 месяцев 2011 г. на территории Екатеринбурга произошло 197 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 205 ребят были травмированы, шестеро погибли. Мы проанализировали все случаи и установили, что подавляющее большинство детей пострадало по вине взрослых. Самым простым и необходимым правилам поведения на дороге мы обучаем ребятишек, начиная с детского сада. В школах с ними занимаются педагоги, проводят занятия наши инспекторы. Но все же, большую часть времени дети проводят дома, с родителями. Поэтому сегодня мне хотелось бы обратиться к ним: ведь именно родители должны прививать своим детям культуру поведения на дороге. А порой, как выясняется, они и сами не знают простых правил безопасности.
— Начнем с перехода проезжей части?
— А точнее — с перехода дороги молодыми мамами с колясками. Только в прошлом году у нас в городе произошло четыре наезда на родителей, переходивших дорогу с младенцами, включая тот трагический случай, когда ребенок погиб. Мы не будем сейчас говорить о виновности или невиновности родителей и водителей, мы остановимся на безопасности. По многочисленным наблюдениям, практически все родители с колясками переходят дорогу неправильно: они катят ее перед собой, не обращая внимания на тот факт, что коляска ниже, чем припаркованный автомобиль, и водителю с дороги ее просто не видно.
Есть три варианта перехода проезжей части с коляской. Первый — когда мы толкаем ее перед собой. Это самый распространенный и самый опасный способ. Все мамы, на которых были совершены наезды в прошлом году, именно так и переходили. Чем он опасен? Даже если один, правый ряд машин остановился, чтобы вас пропустить, то из второго, левого ряда водитель может не заметить коляску, так как она находится ниже уровня машины. Теряется обзор дороги, следовательно, и контроль над ситуацией. Второй вариант — мы везем коляску позади себя. Тоже небезопасный, поскольку в этом случае мы контролируем ситуацию впереди себя, но не видим, что происходит сзади. Самый безопасный — третий способ, когда мы держим коляску справа сбоку от себя. Только в этом случае у мамы есть возможность при возникновении критической ситуации отдернуть коляску назад, или толкнуть ее вперед.
— Зимой некоторые родители возят детей на санках. Тут есть какие-то особенности?
— Санки еще ниже коляски, и в этом случае риск, что водитель при повороте их не заметит, еще выше. Везти санки сбоку от себя невозможно, поэтому единственное правильное решение — взять ребенка на руки, неважно, переходите вы дорогу по пешеходному переходу или нет. То же самое касается и велосипедов. Я сама водитель и очень часто наблюдаю летом такую картину. Мама переходит дорогу, а рядом едет ребенок на трехколесном велосипеде. И мама не понимает, что в этот момент малыш совершенно не защищен. Стоит ему просто наехать на камешек, малыш потеряет равновесие и упадет с велосипеда на проезжую часть. Прежде чем выйти на дорогу, ребенок должен слезть с велосипеда. Согласитесь, маме несложно в одной руке перенести трехколесный велосипед, а другой взять своего ребенка за руку и перевести его.
— Тут уже нет разницы, как она его ведет?
— Вы, как и огромное количество мамочек, бабушек, дедушек, заблуждаетесь. Здесь, как и с коляской, действует правило «правой руки» — ребенок всегда должен находиться справа от взрослого. И держать его нужно не за кисть, а за запястье. Ребенок непредсказуем: если вдруг он что-то увидит на другой стороне дороги и побежит, его ладошка легко выскользнет из вашей руки. Кстати, даже когда вы идете по тротуару, особенно близко расположенному к проезжей части, ведите ребенка справа от себя. Случаи, когда людей сбивают на тротуарах, участились: машину может выбросить при столкновении, автомобиль может легко перескочить через бордюр, если водитель при повороте не справился с управлением... Еще раз повторюсь, сейчас мы не говорим о его виновности или невиновности. Если ребенок получит травму, будет ли родителям легче от того, что водителя признают виновным? Здоровье и тем более жизнь не вернуть. Даже когда вы ожидаете зеленого сигнала светофора, не стойте у самой кромки проезжей части, отойдите на полметра. На дороге может произойти все, что угодно. А перейти проезжую часть вы всегда успеете.
— То есть пешеходный переход не является зоной безопасности, как все к этому привыкли?
— Является, если соблюдать правила перехода будут пешеходы, а правила проезда — водители. Так, в прошлом году было совершено 102 наезда на детей-пешеходов, двадцать из них — на пешеходных переходах. Интенсивность движения с каждым годом возрастает, автопроизводители выпускают все более мощные машины. И если человек неожиданно выходит на пешеходный переход, водителю элементарно может не хватить тормозного пути, чтобы остановиться. А водитель, движущийся по левому ряду, может и не заметить вышедшего на проезжую часть человека, если справа от него остановился и пропускает пешехода другой автомобиль. Это становится причиной происшествия.
Советую родителям не выходить на дорогу сразу, как только загорелся зеленый свет. Во-первых, что греха таить, есть водители, которые в нарушение Правил пытаются проскочить на желтый сигнал светофора и пересекают переход уже в тот момент, когда пешеходам загорелся зеленый. Во-вторых, бывают случаи, когда водители в полном соответствии с Правилами завершают маневр, чтобы освободить перекресток. Особенно часто это происходит на больших перекрестках. Поэтому, несмотря на разрешающий сигнал светофора, убедитесь лишний раз в том, что все машины остановились. Наконец, при переходе дороги не разговаривайте по телефону, не отвлекайтесь — «слушайте» улицу. Чтобы вовремя среагировать на сигнал, который в случае опасности может подать водитель, или на свисток полицейского, который регулирует движение. И главное — учите этому своего ребенка.
— Инна Геннадьевна, улучшилась ли ситуация с перевозкой детей в удерживающих устройствах?
— Из шести погибших в прошлом году детей, трое — пассажиры. Все они перевозились родителями в автомашинах без детских удерживающих устройств. Из 11 детей-пассажиров, пострадавших за первые месяцы уже нынешнего года, ремнем безопасности были пристегнуты только двое. Именно дети оказываются самыми незащищенными в автокатастрофах. Во время аварии или резкого торможения непристегнутые юные пассажиры получают травмы значительно более серьезные, чем взрослые. Большинство родителей даже не подозревают, какими последствиями для ребенка-пассажира чревата поездка без автокресла. Во время экстренного торможения или аварии силу удара, которая обрушивается на него, можно сравнить с падением с 10-метровой высоты на асфальт. До сих пор бытует мнение, что ребенок лучше защищен, когда он находится на руках у мамы. Но это миф. Во время ДТП ребенок легко может вылететь в ветровое стекло, либо мама может раздавить малыша своим телом.
Госавтоинспекция уже давно бьет тревогу, привлекает СМИ, общественность к данной проблеме, призывает родителей задуматься над последствиями происшествий. Но ни страшная статистика ГИБДД, ни краш-тесты, которые наглядно показывают, что происходит с непристегнутыми манекенами при столкновении, ни штрафы за несоблюдение правил безопасной перевозки детей не заставляют задуматься беспечных родителей об опасности, которой они их подвергают.
— Но ведь получают травмы и дети, пристегнутые ремнем безопасности?
— При сильных столкновениях, конечно. Ни одно средство защиты автомобиля, ни подушки, ни ремни безопасности не рассчитаны на маленьких участников дорожного движения. Но получают они менее тяжелые травмы. Вот 15 февраля на мосту на Щербакова девушка на Skoda Fabia выехала на полосу встречного движения, где столкнулась с ВАЗ-2105. В «пятерке» было трое детей. Мальчик на переднем сидении стукнулся головой о лобовое стекло и получил сотрясение головного мозга. Если бы он не был пристегнут ремнем безопасности, даже страшно себе представить, что с ним могло произойти. Но даже если родители перевозят своих детей в специальных удерживающих устройствах, важно их правильно установить и закрепить, иначе никакой безопасности они не обеспечат. Если вы постоянно передвигаетесь с ребенком на машине, лучше установить кресло раз и навсегда. Кроме того, выбрать для него самое безопасное место.
— Насколько известно, это место за водителем?
— Раньше именно так и считали. Основывались на том, что водитель в аварийной ситуации подсознательно, руководствуясь инстинктом, выворачивает руль влево, уберегая себя от удара. Но в последующем это не подтвердилось тестами и анализом дорожно-транспортных происшествий. Самое безопасное место в автомобиле, особенно для ребенка, — посередине, где он защищен от боковых ударов. Одной из причин безопасности среднего заднего сиденья является намного большее, по сравнению с другими местами, пространство, которое не «сдавливается» при столкновении, в том числе и при боковом. Это подтверждено исследованиями американских ученых университета Буффало. Проанализировав статистику ДТП, они установили: места на заднем сиденье на 59–86% безопаснее, чем на передних. Причем заднее сиденье посередине на 25% безопаснее, чем другие места.
— Многие молодые родители сейчас готовятся к родам заранее и вместе с коляской покупают автолюльку и детское автокресло, а вот бабушкам и дедушкам, которые возят внуков гораздо реже, покупать кресло накладно.
— Действительно, очень многие бабушки и дедушки, когда инспектор останавливает их на дороге, начинают объяснять, что кресло есть, но оно осталось в машине родителей ребенка. Это не оправдание. Даже если вы чувствуете себя уверенно на дороге, давно водите автомобиль, вы не застрахованы от дорожно-транспортного происшествия, которое может произойти по вине другого водителя. Таких случаев очень много. Ребенок до 12 лет должен находиться в удерживающем устройстве. Сейчас их огромное количество, можно подобрать на любой вкус и кошелек. Совсем недавно появились, например, надувные детские кресла. Они очень легко надуваются, буквально за 10–15 секунд. И так же легко сдуваются, когда в кресле нет необходимости. Сложил — и вози с собой в бардачке. К тому же они долговечны, так как выполнены из прочного материала, который используется, например, для изготовления лодок для рафтинга. Уникальное сочетание компактности и безопасности и идеальный вариант для бабушек с дедушками. Кстати, проблема бабушек-дедушек не только в том, что они, как правило, перевозят внуков без кресел.
— А в чем еще?
— В том, что они опасно для жизни переходят с внуками проезжую часть. Возьмите хотя бы последний случай на улице Технической. Бабушка с пятилетним внуком вышла из маршрутки и, не дожидаясь пока маршрутка отъедет, начала переходить проезжую часть. Ее сбила машина, которая обгоняла маршрутку. Хорошо еще, что бабушка держала мальчика за руку справа от себя, удар пришелся на нее. Ребенок просто упал на асфальт, врачи констатировали у него ситуационный шок. Это далеко не единственный случай. Два года назад в Свердловской области примерно в аналогичной ситуации ребенок погиб. Надо признать, что интенсивность движения и сами правила меняются, а поведение на дороге пожилых людей — нет. Раньше было такое правило: обходи автобус сзади, трамвай — спереди. Сейчас необходимо дождаться, когда транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу. Но пожилые люди как жили прежними знаниями, так и продолжают жить. И опять хочу обратиться к родителям: напоминайте бабушкам и дедушкам, а также нянечкам, которым доверяете своих детей, как правильно вести себя на дороге.
Материал подготовлен журналом «ГАИ».