Публикации
Законные требования Уголовная ответственность для пешеходов
Законом конкретно не оговаривается, как переводить ребенка — с какой стороны от взрослого он должен идти — справа или слева, и как именно взрослый должен держать его за руку. Но закон предъявляет к пешеходам, как и к водителям, определенные требования по обеспечению безопасности ребенка. К каким последствиям может привести их несоблюдение, выяснял журнал «ГАИ».
В Правилах дорожного движения нет конкретных установок, как именно переходить дорогу. Закон предписывает пешеходам убедиться, что переход будет для них безопасен. А все требования к переходу, о которых нам рассказала начальник отделения пропаганды ГИБДД Управления МВД России по городу Екатеринбургу Инна Ефимкина, наработаны опытом и анализом многочисленных происшествий, однако носят рекомендательный характер. Ваше личное дело — следовать им или нет. Инспектор на дороге не вправе наказать взрослого пешехода за то, что он ведет ребенка слева от себя или во время перехода проезжей части не держит его за руку. Но если ребенок (речь идет о детях в возрасте до 12 лет) попадет под колеса автомобиля, то ответственность за это ляжет на взрослого. Для пешеходов, которые переводят детей через проезжую часть дороги, существует и административная, и уголовная ответственность за причинение вреда здоровью ребенка. Какова она — мы рассмотрим на конкретном примере.
Довольно часто работающие родители нанимают для своих детей нянечек. Кто-то — на полный день, кто-то для того, чтобы забирать ребенка из школы или детского сада. В наше время это распространенная практика. И для 4-летней девочки тоже была приглашена няня — вполне уже опытная женщина в возрасте 51 года. Вместе со своей воспитанницей она и переходила улицу Уральскую — достаточно широкую, имеющую по три полосы для движения автотранспорта в каждом направлении. Переходила по регулируемому пешеходному переходу, однако — на запрещающий сигнал светофора. По какой-то ей одной известной причине — то ли машин близко не было, то ли просто не обратила внимания — няня не придала этому значения. Только пройдя треть проезжей части, она увидела приближающиеся автомобили и осознала, что для пешеходов горит красный свет. На мгновение приостановившись в растерянности, все же решила, что они успевают перебежать дорогу. А чтобы ребенок наверняка успел, она еще и подтолкнула девочку вперед, стремясь вытолкать за пределы проезжей части. Это и привело в итоге к трагедии: девочка попала прямиком под колеса автомобиля, двигавшегося по третьей, крайней левой полосе. А вот сама женщина, находившаяся в этот момент немного позади ребенка, осталась цела и невредима.
Малышка получила многочисленные открытые переломы, у нее были значительно повреждены конечности. Она выжила, но осталась инвалидом. Женщина была привлечена к уголовной ответственности.
Кстати, на ее месте может оказаться любой взрослый — папа, мама, бабушка или дедушка, если в случае ДТП суд установит, что именно они не обеспечили безопасность пострадавшему ребенку. Мы все привыкли, что автомобиль — средство повышенной опасности, в связи с этим на водителей возложена бо́льшая ответственность, чем на пешеходов. Однако, перебегая дорогу с ребенком в неположенном месте или на красный сигнал светофора, помните, что вы не только приучаете его поступать в будущем так же, но в некоторых случаях можете получить за это срок. Так же как и за то, что перевозите ребенка без детского удерживающего устройства. Об этом мы подробнее расскажем в следующем номере нашего журнала.
СИТУАЦИЯ
Регулируемый пешеходный переход на улице Уральской напротив дома №65. Дорога имеет по три полосы для движения автотранспорта в каждом направлении и разделительный газон с трамвайными путями посередине. Взрослая 51-летняя женщина, няня ребенка, проигнорировав запрещающий сигнал светофора, вышла на проезжую часть вместе со своей 4-летней воспитанницей. Пройдя примерно 2,5 м, она увидела приближающуюся машину. Женщина оценила ситуацию и решила закончить переход проезжей части. Ускорив шаг, пешеходы успели пересечь еще одну полосу для движения, в совокупности около 7 м, когда девочка попала под колеса двигавшегося по третьей полосе ВАЗ 2110.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Вера Петровых, начальник специализированного отдела по расследованию ДТП ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области:
— По практике могу сказать, что чаще всего нарушения Правил дорожного движения, которые влекут тяжелые последствия, допускают, конечно, водители. Нарушение правил пешеходами, которое приводит к уголовной ответственности, — это, скорее, исключение. Случается такое раз в несколько лет. Однако взрослые люди должны всегда помнить о том, что закон обязывает их обеспечивать безопасность детей вне зависимости от того, в каком ранге участника дорожного движения они выступают — водителя или пешехода. Мы не можем привлечь к административной или уголовной ответственности пешехода, который ведет ребенка слева от себя. Но закон позволяет наказать его в том случае, если ребенку во время движения по причине нарушения правил безопасности будет причинен тяжкий вред здоровью.
Именно так и произошло в описанной ситуации. Женщина-пешеход изначально нарушила Правила дорожного движения, выйдя вместе с ребенком на пешеходный переход на запрещающий сигнал светофора. Однако это еще не являлось достаточным основанием для привлечения ее к уголовной ответственности, которая наступает в случае причинения тяжкого вреда здоровью. В дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов, даже если они сами нарушили Правила, выйдя на красный сигнал или перебегая дорогу в неположенном месте, мы проводим расследование. В том числе в обязательном порядке назначаем автотехническую экспертизу, чтобы установить, имел ли водитель возможность остановиться, когда увидел впереди себя опасность. Такая экспертиза была проведена и в данном случае. И если бы эксперт установил, что водитель «десятки» мог избежать наезда, применив экстренное торможение, но не сделал этого, ответственность была бы возложена и на него. Но результаты экспертизы были отрицательные, водитель не располагал такой возможностью, и к уголовной ответственности была привлечена воспитатель, переводившая девочку. Ее действия квалифицировали по ч. 1 ст. 268 УК РФ, которая предполагает наказание в виде ограничения свободы до трех лет либо арест на срок от 2-х до 4-х месяцев, либо лишение свободы до 2-х лет. Уголовное дело рассматривалось в районном суде, где воспитатель была признана виновной в совершении преступления, но, так как родители ребенка настаивали на примирении с подсудимой, возместившей им ущерб, судом было принято решение о прекращении уголовного дела за примирением сторон.
Информация подготовлена журналом «ГАИ»