Публикации
Спутниковые навигаторы: особенности и тренды
Российский рынок автомобильных навигаторов продолжает расти: если в 2010 году в нашей стране было продано 1 млн 241 тыс. таких устройств, то в 2011 – уже 1 млн 515 тыс. В продаже сегодня встречаются сотни моделей навигаторов от десятков торговых марок. Давайте посмотрим – какими характеристиками обладают современные устройства такого рода, и на что стоит обратить внимание при выборе навигатора.
В первую очередь навигаторы различаются по формфактору – на рынке есть модели с диагональю 4,3, 5, 6 и 7 дюймов. Навигаторы меньших размеров сегодня, как правило, не пользуются особой популярностью (разве что для пешеходной навигации или, напротив, для использования в качестве универсального автомобильного мультимедийного устройства). Еще года полтора назад пользовались спросом навигаторы с 3,5-дюймовыми экранами (прежде всего, благодаря их относительной дешевизне по сравнению с моделями больших диагоналей), но сейчас новинки такого размера практически не появляются. Для части потребителей такие экраны недостаточно велики для комфортной работы с картами (слишком мелкие детали), для других (у кого хорошее зрение) предпочтительнее выглядят универсальные устройства – например, смартфоны или коммуникаторы.
Цена на последние упала уже до уровня 5 000-7 000 рублей, при этом они обладают гораздо более широкой функциональностью, нежели обычные навигаторы. А диагональ экрана большинства современных навигаторов как раз и находится в том же диапазоне, что и диагональ «младших» моделей навигаторов, – от 3 до 4 дюймов. «Золотой серединой» сегодня считаются 5-дюймовые автонавигаторы, тогда как модели с диагональю в 7 дюймов предназначены прежде всего для водителей грузовиков и автобусов – в обычной легковушке такие устройства перекрывают обзор водителю. Для тех пользователей, которым 5 дюймов слишком мало, а 7 – уже много, существуют 6-дюймовые модели. Первым в этой области, кстати, был бренд Lexand – он начал поставки навигатор с такой диагональю еще в 2010 году. Сегодня же устройств в таком формфакторе на рынке довольно много.
Экраны навигаторов примерно одинаковы по цветопередаче, а вот их разрешение может составлять 272 на 480 или 480 на 800 пикселей. Естественно, второй вариант предпочтительнее – изображение на дисплее будет более плавным. При этом стоит подчеркнуть, что по яркости и четкости изображения дисплеи навигаторов уступают экранам тех же смартфонов – из-за антибликового покрытия, которое позволяет использовать автонавигатор на солнце без ущерба для удобства. Сенсорные экраны абсолютно всех продающихся в России навигаторов резистивные сенсорные, то есть, увы, устаревшие – они не самым лучшим образом оптимизированы для управления пальцами. Так что в комплекте с некоторыми навигаторами поставляются стилусы.
Роль операционной системы в навигаторах, как правило, играет Windows CE с дополнительным интерфейсом, который отличается от бренда к бренду. Что можно сказать об этой программной платформе? Она имеет лишь базовый функционал – для нужд навигации, прослушивания музыки и просмотра видео ее возможностей ее хватает, но и только. Поэтому вполне логично, что на рынке появляются автонавигаторы под управлением операционной системы Android, пришедшей в этой область из смартфонов. Так, недавно такое устройство анонсировала компания Prestigio (по данным SmartMarketing, лидер российского рынка навигаторов с долей около 28,5%); модель Prestigio GeoVision GV5500 Smart Android обладает 5-дюймовым экраном, гигагерцевым процессором и позволяет устанавливать игры и приложения из каталога Google Play Market. Так что этот и подобные ему аппараты при желании вполне можно назвать «мини-планшетами».
Одна из ключевых черт любого навигатора – навигационная система. Большинство навигаторов отечественных торговых марок поставляется в комплекте с программой «Навител Навигатор». При этом многие из них позволяют поставить в дополнение к предустановленному приложению и другие системы навигации – скажем, «Прогород» или «СитиГид». Удобнее всего такая функция реализована в навигаторах Lexand, которые позволяют установить сколько угодно программ и переключаться между ними с помощью одной виртуальной клавиши в системном меню. А вот навигаторы зарубежных брендов (Garmin, Navigon, TomTom) в подавляющем большинстве случае поставляются с намертво «вшитой» фирменной навигационной системой и ставить другие пакеты не позволяют.
Данные о пробках можно загружать из Интернета с помощью Bluetooth и «внешнего» мобильника. Другим вариантом является встроенные модуль для работы в сетях GSM/GPRS и слот для SIM-карты. Такая связка удобнее по целому ряду причин: во-первых, она не «садит» аккумулятор телефона (он здесь вообще не используется), во-вторых, сам навигатор можно использовать в качестве мобильника. А почему бы и нет? В дороге всякое может приключиться, и запасной вариант для звонков может придтись очень кстати. К слову, навигаторы с модулем для сетей GSM/GPRS в большинстве случаев позволяют обмениваться текстовыми сообщениями, а также «ходить» в Сеть с помощью браузера Internet Explorer. В 2011 году зародился сегмент массовых «двухсистемных» навигаторов, которые могут одновременно принимать сигналы двух глобальных спутниковых навигационных систем – российской ГЛОНАСС и американской GPS. Первые двухсистемные модели появились в продаже в мае 2010-го года: ими стали навигаторы Lexand SG-555 и Explay GN-510. Сегодня модели с поддержкой ГЛОНАСС и GPS есть в продуктовых линейках Lexand, Explay, Prology, Prestigio, Treelogic и Digma. Двухсистемные навигаторы чуть точнее, но и чуть дороже обычных моделей с поддержкой GPS – пример на 1000 рублей.
К актуальным трендам также следует отнести появление автомобильных навигаторов со встроенным видеорегистратором. Поскольку видеорегистраторы являются вторыми по популярности после навигаторов портативными автомобильными электронными гаджетами, появление таких «гибридов» было делом времени. К примеру, Lexand SR-5550 HD оснащен мегапиксельной камерой с функцией записи HD-видео, а его стоимость при этом составляет около 4 500 рублей. Отдельные навигатор и HD-видеорегистратор за такие деньги не купить, так что «гибриды» имеют право на жизнь.