Публикации
Благо ли ОСАГО?
Вчера, 11 июля в пресс-центре РИА «ФедералПресс» состоялся круглый стол на тему «Выплаты по ОСАГО: как получить свои деньги?» На обсуждение была справедливо вынесена самая насущная проблема автомобилистов, касаемо страховых выплат. А именно, затягивание сроков по выплате страховых сумм, да и вообще бюрократическое устройство работы страховых по данному вопросу.
«ОСАГО – это благо, однозначно. Это некая подстраховка – человек уверен, что при наступлении страховых случаев, даже при его виновности в ДТП, ущерб пострадавшей стороне не придется выплачивать из своего кармана. Но есть, безусловно, и проблемы – это затягивание сроков по выплатам, волокита. Граждане вынуждены добиваться выплаты страховых сумм» – уверенно заявил Олег Гордеев, юрист, ведущий специалист юридической компании «Юрлига».
Сторону страховщиков представляли компании «РОСГОССТРАХ» и ОАО «СГ МСК». Между прочим, только эти две страховые компании, согласились принять участие в дискуссии. И сей факт явно играет в их пользу в части лояльности и доверия. Кроме того, объясниться с журналистами и ответь на любые вопросы, волнующие автомобилистов, приехал лично директор филиала ООО «РОСГОССТРАХ» в Свердловской области, Вадим Каточиков.
«Закон по автогражданке действует уже 9 лет. Она введена летом 2003 года. И сразу общество возмутилось. Чего только про этот Закон не говорили! Даже твердили, что он нарушает права человека. И это притом, что на тот момент такой закон действовал во всех странах, кроме Монголии и России», – рассказал Вадим. – «И когда Закон приняли, сразу было понимание о базовом тарифе и в части взносов, и в части выплат. И с тех пор тарифы эти не поменялись. Вот, максимальная сумма выплаты ущерба пострадавшей в ДТП стороне, при участии не более двух машин, – 120 000 рублей – это по базовому тарифу. За 9 лет колбаса три раза подорожала, а тут все по-прежнему. И вот в Законе глубочайшее противоречие – он несет социальный характер, а выплата-то коммерческая.
Деятельность по автогражданке не приносит прибыли и, даже напротив, является убыточной. Первое банкротство из-за автострахования случилось еще в 2005 году – с «Евро-Азиатской страховой компанией». В 2008 году ее участь повторила страховая компания «Уралрос».
Кроме того, Вадим Каточиков, уверен, что все проблемы по ОСАГО не замыкаются на базовых тарифах, которые 9 лет не менялись. Также он уверен, что нечестные независимые эксперты оказывают серьезное пагубное влияние на финансовые показатели в результатах деятельности страховых компаний.
«В Законе говорится о независимой экспертизе. Но сколько есть экспертных организаций, столько же вы получите от них разных цифр по одной и той же машине. Они все работают по разным методикам, да еще и никому не ясным», - сказал Вадим. – «Автогражданка – это благо и для юридических организаций. Ведь, если сумма, насчитанная экспертом страховой компании чуть меньше суммы, которую насчитала другая экспертная организация, гражданин может смело обращаться в суд. Юристам выгодно представлять его интересы, так как он однозначно выиграет дело».
Представители экспертного рынка с таким мнением не согласны. Эксперты ничего не выдумывают. Именно на этом настаивала Елена Топал, директор ООО «Уральское бюро экспертизы и оценки»: «В Законе есть формулировка «действительная стоимость», что означает «рыночная». При подсчете мы берем среднерыночную стоимость деталей и материалов. Единственный финансовый вопрос – в определении стоимости нормо-часа. Мы считаем по средней рыночной стоимости. А вот в дилерском центре нормо-час стоит гораздо дороже, чем в обычном автосервисе. По этой причине могут быть претензии к экспертам, что насчитали мало».
Олег Гордеев уверен: «В другой экспертной компании всегда ущерб оценивают на большую сумму, чем в страховой».
Директор Екатеринбургского филиала ОАО «СГ МСК» Сергей Старшинов высказал свое недоверия, относительно работы экспертных организаций: «Эксперт просто смотрит на авто, оценивает вероятный ущерб, да еще и для расчетов берет усредненные суммы. Стоимость услуг эксперта, как правило, 1 000 руб. А почему некоторые компании берут за эту услугу 3 500 рублей? Да потому что они имеют возможность написать сумму, какую душе угодно. И за это люди готовы платить».
Сами эксперты также не довольны тем, что нет четкой методики по оценке ущерба и нет контроля за такой деятельностью. «Экспертов на рынке очень много. Оценки делают все, кому не лень. В принципе, изначально работа налажена неправильно: машину смотрит один человек, ущерб считает кто-то другой. Да и поле для выдумывания, действительно, большое. Очень мешают нашей компании другие фирмы. Я имею в виду те, которые говорят нашим потенциальным клиентам: «Мы вам больше насчитаем! Обращайтесь к нам», – поделился эксперт по оценке автотранспорта ООО «Уральское бюро экспертизы и оценки», Павел Богомолов.
Вадим Каточиков уверен, что отсутствие четкой методики экспертной оценки ущерба буквально развязывает руки не только нечестным экспертным организациям, но и таким же юристам. В подтверждение своих утверждений Вадим рассказал один реальный случай из своей практики: «Однажды повторная экспертиза, которую заказал гражданин в независимой организации, постановила к выплате сумму, которая превышала результат оценки наших экспертов всего на 100 рублей. Гражданин имел все основания обратиться в суд и привлек к делу юридическую компанию. Разумеется, он выиграл. А мы еще и юридической компании выплатили сумму в 5 000 рублей за их услуги. Юристам легче взять деньги со страховой, чем с гражданина. Они на этом зарабатывают. И ими ведется проработка каждого, кто выходит из центра урегулирования убытков. Многие отказываются выбрать для ремонта авто один из тех сервисов, что мы им предлагаем».
Начальник отдела страхования ООО «РОСГОССТРАХ» в Свердловской области Антон Козлов понимает, что проблема с экспертными оценками ущерба так просто не разрешится.
«Самый главный и проблемный нюанс заключается в том, что, на самом деле, чрезвычайно сложно определить рыночную стоимость», - считает Антон. – «И это относится не только к ремонту автомобиля. Вот, к примеру, возьмем автомат, продающий «Coca-Cola»в Америке. Днем, при температуре воздуха +35 градусов, одна банка стоит 5 долларов. А вечером, когда прохладно, – 1 доллар. И, если ребенок просит у мамы денег на «Coca-Cola», то, очевидно, что ему выгоднее, чтобы она дала 5 долларов. А напиток он себе купит вечером за 1 доллар. А если холодильник полон «Coca-Cola», то ему она совсем неинтересна».
«Обогащение за счет страховых компаний люди не считают воровством», - согласился Сергей Старшинов.
Председатель Союза страховщиков Уральского региона, Олег Цыпулин также считает, что экспертные оценки могут разниться: «Да, средний нормо-час не фиксирован. В связи с чем оценщики имеют возможность варьировать свои результаты, но всего процентов на 10-15».
Проблемы, сложности и нюансы вполне понятны. Мнения экспертов – тоже. А нам-то, что делать? Как получить свои страховые выплаты? На этот вопрос в рамках данного круглого стола тоже был пролит свет.
«Если у вас противоречия со страховой компанией, то не стоит сразу же обращаться в суд. Даже, если кажется, что со страховщиками невозможно договориться. Обратитесь в Российский союз страховщиков. Уверен, вам там помогут. Если нет, то есть еще Федеральная служба финансового рынка. Мне одно лишь неясно, зачем страховые доводят людей до суда?» – сказал Олег Гордеев.
«Я звоню в страховую и говорю, что мне не нравится, как мне посчитали ущерб. На что сразу получаю ответ: «Не нравится – обращайтесь в суд», – подключилась к беседе Юлия Вершецкая, заместитель генерального директора РИА «ФедералПресс».
«Поскольку, страховые взносы не столь велики, мы вынуждены экономить. В том числе и на жаловании персонала, от того качество обслуживания ниже», – пояснил Вадим Каточиков.
«Чтобы получить выплату в страховой, необходимо произвести некоторые действия. Первое – написать заявление. Второе – выяснить все нюансы процесса выплаты страховой суммы. Не стесняйтесь задавать вопросы. Если персонал не может ответить на какие-то вопросы или возникла конфликтная ситуация, обращайтесь напрямую к директору. Я всех сотрудников призываю, чтоб при сложных ситуациях они звали меня. Мы все решим. Ну и третье – пишите жалобу на сайт компании», – посоветовал Сергей Старшинов.
«По большому счету, страховщики сами не заинтересованы в том, чтобы задерживать выплату. Ведь за каждый день просрочки они платят пени», - добавил Олег Цыпулин.
Юлия Михалицына, pogazam.ru