Публикации
Установка звука в BMW 528 F10
Автомобиль - новенький седан БМВ в новом кузове пятой серии, BMW 528 F10.
Техзадание - транс.
Клиент - продвинутый молодой человек, имеющий большой опыт доводки аудиосистем бывших в его эксплуатации автомобилей.
Нынешняя "пятёрка" устраивала всем, кроме категорического нежелания воспроизводить хотя бы удовлетворительно всё, кроме радио и голоса собеседника через блютус. До прослушивания "штатки" на высокой громкости дело не доходило ввиду убийственной какофонии.
Ну и, собственно, положение предстояло исправить.
Требования:
1. не вмешиваться в дизайн салона,
2. в багажнике место занимать с умом,
3. функционал штатной мультимедиа, включая парковочный комплект и громкую связь, должен остаться в полном объёме.
Сразу оговорюсь, что невзирая на терпеливость Заказчика и отсутствие зажима по срокам, повозиться таки пришлось.
Обо всём по-порядку.
С майфуном решилось относительно просто - повезло, что с завода стоит простая башка с оконечником в одном корпусе. Никаких внешних усилителей, "лоджиков" и прочих красивостей. Через микруху организовали линейные выходы на фронт и тыл. Фронт работает, как положено, на фронтальную акустику, тыловые выходы - работают на саб. Датчики парковки и громкая связь функционируют без потерь.
В этом проекте решил уже во второй раз использовать эквалайзер Раймонда Скурулса APL-1. Дальше буду называть его просто - АПЛ.
Использование эквалайзера вызвано рядом причин.
Во-первых, штатная голова, как и головные устройства подавляющего большинства современных автомобилей уровня выше среднего, имеет неотключаемую эквализацию. То есть, баварские инженеры зашили в майфун постоянную кривую, учитывающую вносимые салоном изменения в АЧХ аудиосистемы, как, собственно, и кривизну непосредственно аудиосистемы, как таковой.
Продемонстрировать, к сожалению, не могу, но заверяю - к ровной АЧХ эта кривая не имеет никакого отношения.
Собственно, это одна из главных причин, по которым в конкретно этой машине, как и во множестве других современных автомобилей, нельзя просто ограничиться заменой динамиков и получить хороший звук. Будет лучше - вне всяких сомнений. Но приличным этот звук можно будет назвать с большой натяжкой - не в обиду счастливым обладателям таких же "пятёрок" с установленным комплектом "Аудиосистем".
Во-вторых, "шумность" БМВ - притча во языцех. Поставить в БМВ хороший звук и не поиметь гемор с устранением наводок - большая удача.
АПЛ решает эту задачу сам - земля питания и сигнальная развязаны гальванически.
В-третьих, учитывая, мягко выражаясь, неоптимальное расположение динамиков, предложенное производителем, видится очень мало инструментов для исправления этой ситуации. Можно, конечно, реализовать установку на Бит-Ване или Альпайне, но править потом частотку и сводить в кучу расфазированные полосы - удовольствие малорезультативное и весьма трудоёмкое.
Посему, после продолжительной лекции о плюсах и минусах (их реально мало) использования АПЛ Клиент-таки решился на эксперимент и одобрил его появление на борту аудиосистемы.
Акустика. Штатная акустика - песнь экономии. Мидбасовые динамики весом с мобилку - карнавал продолжается. Разумеется, ждать от таких динамиков каких-либо подвигов а-ля "глубокий сочный удар бас-бочки" - наивность. Серединки - из той же серии. Твитеры - пластиковый обратный конус. В-общем, штатная акустика в полном составе ушла в мусорное ведро.
Фронт решил было собрать на Саундстатусе серии Pro.
Сделали композитные боксы в штатные ниши под сиденья, чтобы поставить в них "шестёрки". Надо было слушаться ребят, говорящих, что в штатное место поставить стандартный шестидюймовый динамик - целая эпопея. Затверждаю - так оно и есть. Композитные боксы выкинули. Утяжелили родные объёмы полиэфиркой, где возможно, обработали Шумовым Проф-Ф, с небольшой доработкой установили "восьмёрки" из комплекта Аудиосистем, предназначенного для установки в БМВ. Эти динамики, положа руку на сердце, тоже не являются шедевром инженерной разработки, но в результате показали себя весьма достойной альтернативой штатным.
Серединки изначально поставили Soundstatus MD-2 - маленькие диффузорники с катушкой 2 дюйма на шикарном магните. Так вот - это была ошибка. Потом объясню, почему. Серединки поставили в штатные места с минимальной доработкой, заключающейся в установке проставок из фанеры, обеспечивающих максимально возможный доворот излучателей в сторону слушателя.
Твитеры - из комплекта Soundstatus Pro, замечательно встали в штатные места в уголках зеркал заднего вида.
Тяжёлая артиллерия - сабвуфер Soundstatus Pro12. Шикарно исполненный динамик с внушительным магнитом, двумя катушками по 2 Ом и номиналом в полкило, просящийся в объём три четверти "кубика" - залог волосынаголовешевелящего баса в любом авто. Даже в БМВ. Даже в седане.
На саб работает усилитель ArtSound XD 1200.1 - из новоявленных "гибридных цифровиков". Если не вдаваться в подробности - вещь отличная. Басовая крутилка, малый размер, цена в районе трёхсот долларов и неплохой рельеф баса - всё в одной корзинке. Рекомендую.
На фронт трудится зарекомендовавший себя с исключительно положительной стороны DLS CA-650. Почему шестиканальник? Потому-что ваяем активную поканалку. Соответственно, режем полосы усилителем. ДЛС - один из очень немногих аппаратов, "за недорого" делающих это непринуждённо и без катастрофических последствий для звучания. Усилители прикручены к монтажной панели, закреплённой на задней полке автомобиля на резьбовые заклёпки.
Для саба изваяли "стелс" в левое крыло общим объёмом 30 литров. 30 - чтобы не было недостатка в инфранизких частотах, которыми изобилуют саундэффекты в трансе. Если помните - увеличенный объём ЗЯ позволяет справедливо ожидать повышенной отдачи динамика на инфранизких частотах. Оказалось бы больше необходимого - можно было бы поджать объём. Но получилось в самый раз.
С грилем повозились - Про 12 - довольно статная головка с внушительным ходом, поэтому вариант установки обычных готовых грилей отвалился после трёх примерок. Собрали самодельный из набора с трогательным названием "вешалка для ванной".
\
Что-то не получается фотки по-порядку выставлять. Надеюсь, разобраться - не проблема.
Собственно вот. Композицию собрали, установили, настраиваем по следующему алгоритму:
1. С помощью Хеликса, X-just который, ставим необходимые частоты среза кроссоверов усилителя. Громко материмся, обнаруживая, что точность шведских инженеров, указавших диапазон регулировки, оставляет желать лучшего. В-общем, "на глаз" настраивать кроссы ДЛС-а не советую. Либо по прибору, либо на слух.
2. На слух стыкуем полосы с помощью gain-а.
3. Измеряем АЧХ хорошим микрофоном (использую Behringer ECM 8000) с внешней звуковухой посредством софта Раймонда Скурулса. Сильно удивляемся общей кривизне АЧХ и особенно смачно ругаемся, наблюдая дырень размером с Марианскую впадину в диапазоне 150-300 герц, вызванную крайне неоптимальным взаимным расположением серединки и мидбаса, и ещё одну в диапазоне 400-2500Гц, вызванную уже конфигурацией штатного места, предназначенного для среднечастотника.
4. Надеясь на чудо, запускаем скорректированную кривую в АПЛ. Балдеем от результата. АПЛ чётко выполняет свою функцию, наполняя жизнью искорёженную влиянием салона и немецкими инженерами АЧХ.
Подключаем саб - он, напомню, висит у нас на тыловых линейных выходах майфуна - удовлетворённо улыбаемся - то, что доктор прописал. Дубасит знатно, объём зажимать не надо. Мидбас резать снизу нежелательно - бас начинает хвостить - сказывается тип кузова.
Настройка завершается в двенадцатом часу ночи в день сдачи машины.
Кто в теме - понимает, что обычно с хорошими проектами так и бывает.
На следующий день звонит Клиент, сообщает, что на хорошей громкости что-то хрипит в районе средних частот.
В назначенное время приезжает на разбор полётов.
Так и есть - произошло то, чего опасался, но понадеялся на могучесть серединки. Зря. Маленький средник, аккуратно порезанный кроссовером усилителя снизу на 630 Гц (выше этот ДЛС не режет, хотя заявлено 1 кГц), оказался жертвой перегруза частотами, для него никак не предназначенными. Дело в том, что АПЛ исправно зеркалит всю кривизну, и таким образом получилось, что провал в области 300-600 Гц был эквализирован локальным пиком в этом же диапазоне. А покуда эквалайзеру абсолютно фиолетово, где там что порезано, по факту оказалось, что серединке при собственном резонансе в 220 Гц пришлось работать чуть ли не от 200 Гц, невзирая на работу кроссовера.
В этом месте пришло понимание, что я сильней обыкновенного недооценил жестокость немецкого гения, организовавшего штатные места.
Оставить проблемную область без эквализации означало лишиться ощутимого куска информативного звукового диапазона. Ну, мы, конечно попробовали это сделать, чтобы убедиться, что так оно и есть - убедились. Оставлять провал - не вариант.
Исправить положение вещей был призван выкопанный из загашника новый комплект легендарных динамиков Macrom 59.13 (13см), приводящих в состояние ментального оргазма истинного ценителя. Ну меня, по крайней мере, точно))
Невзирая на обращённую магнитную систему, в штатное место на обшиве двери такой динамик не встанет - поверьте. Посему немного порезали металл двери - двери из алюминия, кстати, усилили монтажное отверстие фанерной проставкой и закатали двери виброизоляцией Shumoff Prof-F уже "на все деньги". Следует обязательно учесть, что ограничитель хода двери работает по сексуальной траектории. Мы этого изначально не учли - пришлось потратить лишних полдня.
Итак, после очередной подгонки уровней и частот среза - новый этап измерения АЧХ салона. Картина АЧХ рисуется похожая.
Загружаем кривую эквализации в АПЛ - включаем музыку. Балдеем. Слышим, что левый твитер гонит пургу. Не заморачиваясь, меняем на новый комплект, подгоняем уровни и, наконец-то, врубаем на всю катушку. Поёт. Да что там - ПОЁТ! Где надо - дубасит, где надо - выдаёт на гора такой запас неискажёнки, что мурашки по коже дивизиями бегают!
Есть, конечно, огрехи. Которые не может исправить даже уникальный АПЛ. Например, атаку мидбаса начисто слопало сиденье, в которое работает мидбас. Рельеф отличный, атака струны - только угадывается. Немного хрюкает - слышно снаружи - переход объёма мидбаса в порог - покубатурим, как убрать этот призвук. Середина и верх - просто волшебны!
Отписался Раймонду, поблагодарил от всей души за создание отличного инструмента, позволяющего из очень проблемных инсталляций вытащить настоящий Звук. Есть, конечно ряд технических ограничений и тонкостей в работе с прибором, но это дело опыта.
Зато теперь есть дополнительная уверенность, что в любой современный автомобиль можно поставить настоящий Звук, не "уродуя" салон подиумами и прочими прелестями, с помощью которых установщикам приходится вытягивать звук в современных Мерсах и Бэхах, создатели которых делают всё возможное для того, чтобы лишить любителей Музыки возможности её слушать))
Ну и штатную башку теперь можно не менять - для многих плюс.
Материал: Евгений Середа, автоателье "Блюзмобиль"