Публикации
Реклама рулит. Автомобиль как средство предвыборной борьбы
В России автомобиль был всегда чем-то большим, чем обычное средство передвижения. В советскую эпоху тотального дефицита и очередей «Волга», например, стала признаком высокого статуса и больших возможностей ее владельца, «Жигули» и «Москвич» — голубой мечтой каждого жителя СССР. В постсоветское время автомобиль по-прежнему рассматривается многими как имиджевая вещь, которая должна соответствовать положению и повышать статус ее владельца. Ну а в Екатеринбурге нынешним летом наметился новый тренд — автомобиль как средство предвыборной борьбы. В новых веяниях разбиралась ЛИНА ПЛАТОВА, журнал «ГАИ».
Автомобильный след
Месяц прошел с того момента, как закончились предвыборные баталии и выборы мэра и депутатов Екатеринбургской городской Думы. Но автомобильный след кампании-2013 все еще тянется и не отпускает ее участников и нас с вами. Буквально в самом конце сентября свердловская автоинспекция озвучила результаты проверки по факту управления вице-губернатором Свердловской области (и одним из вице-претендентов на пост мэра областного центра) Яковом Силиным маршруткой, которое было зафиксировано в нынешнем августе. В возбуждении уголовного дела за управление маршрутным транспортным средством без соответствующей водительской категории (для управления ТС с числом пассажирских мест больше восьми, требуются права категории D) было отказано: по мнению специалистов Управления ГИБДД, сюжет с поездкой был постановочным, а предоставленных видеодоказательств недостаточно, чтобы определить место и время инцидента, а также государственный регистрационный номер, модификацию, принадлежность и категорию данного транспортного средства.
Перевозил или не перевозил в действительности Яков Силин жителей Сортировки, чтобы «узнать о житейских проблемах, которые волнуют горожан», так официально и останется неустановленным. Но факт остается фактом: городская маршрутка стала средством предвыборной агитации и инструментом борьбы за голоса избирателей кандидата в мэры Екатеринбурга.
И в нынешнюю избирательную кампанию это был далеко не единственный эпизод превращения банальных средств передвижения в средства предвыборной борьбы: в некоторых случаях малоэффективные, а в некоторых — весьма и весьма успешные. Завершилась эта транспортная метаморфоза участием Якова Силина, с него же она и началась. Давайте попробуем восстановить всю хронологию событий и всех действующих лиц этой предвыборной премьерной постановки, в которой главная роль досталась личным автомобилям кандидатов и многих екатеринбуржцев.
Пробный шар
Итак, первым на тему автомобильной агитации подсел предвыборный штаб Якова Силина еще в середине весны. 14 апреля на страничке одного из пользователей «Живого журнала» «совершенно случайно» появилась фотография будущего кандидата (предвыборная кампания еще не была официально объявлена) и следующее сообщение: «Екатеринбург, перекресток Блюхера — Первомайская. Иду мимо и вижу вот это. Яков Силин. Тот, который вице-губернатор, наслаждается качеством екатеринбургских дорог. Видимо въехал на «вольво» в одну из многочисленных ям и привет. Стоит теперь, ставит колесо. В общем, все как у всех...» (мы, как и информагентства, мигом растиражировавшие эту информацию, сохраняем авторскую орфографию и пунктуацию). Кстати, «совершенно случайно» «очевидцем» этой аварии, как сообщил городской портал E1.RU, стал известный блогер и по совместительству политтехнолог (!) Владимир Куликов.
В результате этого пробного рекламно-автомобильного шара некоторый эффект был достигнут: пользуясь созданным информационным поводом, на следующий день у претендента взяли многочисленные комментарии и даже развернутое интервью. В нем, с одной стороны, была продемонстрирована его демократичность — ездит он по тем же дорогам и ямам, что и все екатеринбургские водители, и случится с ним может то, что и с любым из нас, да и колеса сам меняет. А с другой стороны, при помощи личного автомобиля удалось пропиарить программу «Столица», которая вскоре станет главной фишкой предвыборной кампании Якова Силина. «Надо поставить на ближайшие лет десять в приоритет дороги. В этом году в город четыре миллиарда придет из областного бюджета. На дороги-развязки, на всю эту дорожную инфраструктуру — около 3,5 млрд руб. Мы сами заявились в помощь. И не просто критикуем. Мы говорим: вот деньги, программа, и за это будем спрашивать!» — цитировала его «Комсомольская правда».
Насколько сильный эффект имела эта автомобильная история, сказать трудно. Но уже через три месяца очередное транспортное средство вновь стало непосредственным инструментом предвыборной агитации. На этот раз — личная машина кандидата в мэры Евгения Ройзмана, на борту и на заднем стекле которой появилась лаконичная надпись: «Иду в мэры. Ройзман».
Рекламный автопарк
В мире рекламы вообще идея использовать наклейки на транспортных средствах и даже целиком превращать автомобили в рекламные арт-объекты — совсем не оригинальная. Она давно и активно используется всеми компаниями, начиная от таких мировых «монстров» как Coca Cola или Nike и заканчивая мелкими местными компаниями, продвигающими свои услуги. А вот ее применение в политической рекламе — куда более экзотический вариант. И, надо полагать, весьма результативный.
Ройзман начал с себя, то есть со своего личного внедорожника, а затем его штаб растиражировал эту идею в прямом смысле слова. Был выпущен большой тираж наклеек с призывом голосовать за Ройзмана. Сторонники известного наркоборца клеили их уже на свои автомобили, тем самым многократно увеличивая «рекламный автопарк» кандидата в мэры. Эти личные авто горожан, заднее стекло которых превратилось в агитационную листовку, в обычном своем режиме колесили по всему городу и области. Стоит ли говорить о действенности такой рекламы. Как в том рекламном слогане известного стирального порошка: «Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к Вам!».
Впрочем, сам Евгений Ройзман позаимствовал эту идею у самого же себя. Основатель фонда «Город без наркотиков» еще год назад напечатал и практически лично раздал более пяти тысяч фирменных автомобильных наклеек с эмблемой фонда — дельфином. Поместив ее на автомобиль, екатеринбуржцы таким образом могли выразить свою поддержку фонду, у которого произошел конфликт с силовыми структурами.
Выйти в тираж
Эта идея, судя по последовавшим событиям, показалась удачной не только Ройзману. И совсем скоро ему же аукнулась. На этот раз ее позаимствовали политтехнологи кандидатов-конкурентов, и она легла в основу кампании черного пиара, развернутой против нынешнего мэра. Были напечатаны, наверное, десятки тысяч наклеек с призывом голосовать за Ройзмана. Этим мусором обклеивали по ночам машины горожан, стоящие во дворах без охраны. Надо признать, некоторые автовладельцы приняли это за настоящую агитацию и начали возмущаться в социальных сетях. Неудивительно: ведь стикеры «За Ройзмана», чтобы вызвать раздражение автовладельцев, лепили куда ни попадя — на лобовые стекла, бамперы, фары. Но все же ожидаемого эффекта технология черного пиара не достигла: большинство горожан все понимали.
Ну а для нас в этой акции интересно другое: теперь уже не один автомобиль, как скромно начинали вице-губернатор Яков Силин, а за ним и кандидат Ройзман, и не тысячи, а десятки тысяч машин стали одновременно объектами и средствами политической борьбы. Даже не борьбы — самой настоящей войны.
Ну а чтобы закончить с массовой автомобильной рекламой, забегая вперед, вспомним один из последних эпизодов нынешнего политического лета. Буквально за три дня до выборов партия «Единая Россия» тоже выпустила собственные автомобильные наклейки. Вряд ли они успели «отработать», но это еще раз подтверждает: опыт автомобильной политической агитации оказался необычайно успешным. И можно со стопроцентной гарантией прогнозировать, что на будущих выборах рекламный автопарк существенно вырастет.
Реклама с нарушениями
Но вернемся от автомобилей как средства массовой агитации к личным транспортным средствам кандидатов в мэры. Они стали не только прямыми носителями политической информации, но и опосредованными инструментами работы с избирателями. И тут, кажется, уже никто не стремился добиться определенного эффекта — сугубо положительного или однозначно отрицательного. Это была реклама сродни той, что действует в шоу-бизнесе: что бы ни говорили об артисте, лишь бы говорили. Раз говорят — значит помнят.
Поэтому, с какими целями были использованы истории о личных автомобилях кандидатов, нарушающих правила дорожного движения, а то и вовсе детективные сюжеты об автомобилях их однофамильцев, сказать не берусь. Может быть, их появление в прессе проплачивали конкуренты по предвыборной борьбе, чтобы понизить рейтинг соперника. А может, и политтехнологи из штаба самого кандидата, руководствуясь все тем же принципом — чтобы не забывали. Да и какая нам, собственно, разница. Нам интересно другое: за прошедшее лето историй, в которых «напоминанием» о кандидате становился его автомобиль, набралось немало. Примечательно, что все они без исключения пришлись на конец июля — август — то есть на период официального старта предвыборной кампании в мэры Екатеринбурга, ну а «нарушителями», за единственным исключением, были автомобили главных претендентов на мэрский пост.
Старт этой цепочке нарушений, как это стало характерным для выборов-2013, положил автомобиль Якова Силина. Несмотря на то что от места работы вице-губернатора Свердловской области до горизбиркома, куда он отправился 23 июля подавать документы для выдвижения в качестве кандидата на пост главы Екатеринбурга, минут десять пешком, чиновник приехал на служебном Mercedes и бросил его в зоне действия знака «Стоянка запрещена». Фотография служебного автомобиля-нарушителя, естественно, через считанные часы появилась в новостных лентах информагентств, таким образом извещая избирателей, что Силин стал 11-м зарегистрировавшимся кандидатом.
А через пару недель, 9 августа, в одной из местных интернет-газет появился броский заголовок «Ночные приключения. Силин сбил полицейского, протащил его на капоте два километра и получил пулю из табельного ПМ». Естественно, зайдя по ссылке, читатель выяснял, что это был некий 33-летний ранее судимый наркозависимый Александр Силин, управлявший вишневой «Ладой Приорой» и никакого отношения к выборам мэра не имеющий.
Еще через десять дней на нарушении «попался» уже Евгений Ройзман. Форумчанин одного из популярных городских порталов выложил фотографию внедорожника кандидата, стоящего на тротуаре.
А 3 сентября, в самом конце предвыборной гонки, к этой войне автокомпромата присоединился автомобиль еще одного политического персонажа — кандидата в мэры от «Российской партии пенсионеров» Евгения Артюха. Еще один известный в Екатеринбурге блогер разместил в twitter фото иномарки с символикой партии, припаркованной у пешеходного перехода возле городской ратуши.
И все-таки они движутся
Выписывали ли кандидатам штрафы за нарушения? Наверняка нет. Оплатили ли они их в добровольном порядке (кандидат от Партии пенсионеров намеревался это сделать), мы тоже не выясняли. Нам было интересно другое: проследить процесс, как из обычного средства передвижения автомобили легко превращаются в средства политической агитации, черного пиара и даже предвыборной войны. Кто знает, может быть опыт кампании по выборам мэра Екатеринбурга в 2013 году войдет когда-нибудь в учебники по политологии как классический пример создания эффективных технологий с использованием автомобилей. А транспортные средства получат новую классификацию — в зависимости от того, в каких предвыборных целях они могут быть задействованы. Ну а мы можем выдохнуть, и хотя бы до очередных выборов попробовать относиться к нашим автомобилям как к удобным средствам передвижения.
Материал подготовлен журналом «ГАИ».