Публикации
Госпожа удачи. Женщины и автомобили
Бытует мнение, что повальная «автомобилизация» женщин началась в мире только во второй половине XX века, а в России и того позже — в два последние десятилетия. В преддверие признанного женского праздника мы решили восстановить справедливость. О самых знаменитых женщинах-автомобилистках — журнал «ГАИ».
История утверждает, что даже изобретению автомобиля с бензиновым двигателем мы обязаны не только мужчине, но и женщине. «Госпожой удачей» для немецкого инженера Карла Бенца стала его супруга Берта. В возрасте 22 лет дочь плотника истребовала с отца свое приданое, чтобы вложить его в загибавшуюся фабрику Карла Бенца и Августа Риттера, чем и спасла их от разорения. А уже родив своему знаменитому супругу пятерых сыновей, она предприняла автопутешествие, которое совсем скоро принесло изобретению Бенца настоящую славу.
Взяв без спроса самодвижущуюся коляску Motorwagen, которая прежде перемещалась лишь в пределах мастерской и ближайших улочек Мангейма, она отправилась в гости к маме за 100 км от родного города. Мало того, что доехала, несмотря на многочисленные поломки, так еще за время путешествия успела блестяще отрекламировать преимущества моторизованного экипажа перед коляской, запряженной лошадьми. Движущееся со скоростью 16 км/ч транспортное средство во всех встретившихся по пути городках и деревнях произвело настоящий фурор, после чего Карлу Бенцу стали поступать заказы на изготовление автомобилей. Ну а Берта Бенц стала первой в истории женщиной-водителем.
Женщины не только не страшились сесть за руль автомобиля, но на заре автомобильной эры принимали участие в автогонках наравне с мужчинами. Первой женщиной-гонщицей стала Камилла дю Гас, которая в 1901 г. приняла участие в самом крупном на тот момент автопробеге Париж — Берлин. Правда, заняла она лишь 32-е место, после чего забросила автоспорт. А вот чешка Элишка Юнкова, после того как муж-банкир подарил ей Bugatti Type 30, принимала участие во всех доступных соревнованиях и за шесть лет стала обладательницей 56 призовых кубков различных гонок. Она же стала первой женщиной, которой удалось завоевать победу на Европейском гран-при в Нюрбургринге. По иронии судьбы эта же трасса положила конец ее блестящей карьере: она прекратила участвовать в автогонках, после того как здесь разбился ее супруг.
В истории автоспорта было немало и других знаменитых гонщиц. Наша современница немка Юта Кляйншмидт стала первой женщиной, победившей в Дакаре, американка Сара Фишер в 2000 году стала первой в истории женщиной, занявшей призовое место в престижной гонке Indianapolis 500. Причем на тот момент ей было всего 19 лет, благодаря чему она побила еще один рекорд — стала самой молодой участницей этого соревнования. А ее соотечественница Даника Патрик в 2008 году выиграла гонку серии IndyCar, что до этого не удавалось ни одной представительнице слабого пола.
Достижения российских женщин, конечно, скромнее. Из дореволюционной истории до нас дошли сведения лишь об одной богатой и знаменитой даме — княгине Долгорукой, которая в 1911 году принимала участие в автопробеге Петербург — Киев. Известно также, что в 1936 г. наши соотечественницы за 2 месяца преодолели более 10 000 км от Урала до Украины. Думается, у российских женщин все еще впереди. И не за горами время, когда мы будем гордиться своей «Госпожой удачи».
Материал подготовлен журналом «ГАИ»