Публикации
Техосмотр vs ОСАГО. Правила страхования
1. С какими интервалами автомобиль должен проходить технический осмотр?
Первый техосмотр — после трех лет эксплуатации автомобиля. В возрасте от трех до семи лет автомобиль проходит техосмотр раз в два года, после семи лет — ежегодно. Проходить его можно в любом пункте технического осмотра, аккредитованном Российским союзом автостраховщиков (РСА) — полный список операторов техосмотра размещен на сайте Союза http://www.autoins.ru. Регистрация владельца и автомобиля при этом значения не имеет. Сейчас на пунктах ТО автовладельцу выдается диагностическая карта. Но если у вас на руках имеется выданный ранее и действующий талон ТО, получать взамен него диагностическую карту не нужно. Выданные талоны принимаются в страховых компаниях до окончания срока их действия, но не позже 15 августа 2015 года, когда законными будут только диагностические карты.
2. Можно ли пройти техосмотр у официального дилера, где обслуживается автомобиль?
Можно, если дилер получил аккредитацию на проведение техосмотра в РСА. Кроме того, дилер может совместить техосмотр с очередным техническим обслуживанием автомобиля.
3. Что делать, если диагностическая карта утеряна?
Диагностическая карта распечатывается в двух экземплярах. Один выдается на руки автовладельцу, второй экземпляр оператор обязан хранить в течение трех лет. Кроме того, карта сохраняется в базе данных оператора техосмотра в электронном виде. При утере документа оператор обязан выдать автовладельцу копию. Наконец, в будущем РСА планирует и вовсе отказаться от бумажного документа, создав единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, где в электронном виде документ будет храниться в течение пяти лет.
4. Страховая компания оформила полис ОСАГО без прохождения техосмотра, дав водителю направление на ТО. Какие последствия ждут автомобилиста, если он продолжит управлять автомобилем, так и не пройдя техосмотр?
Владельцу легкового автомобиля никакие последствия не грозят. Никакой ответственности за отсутствие талона ТО или диагностической карты в законе не предусмотрено, проверять их наличие инспектор не имеет права. Это может лишь послужить отказом в выплате после ДТП по полису добровольного страхования КАСКО.
Последствия могут наступить только для владельцев такси, автобусов, грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки пассажиров, и машин, которые используются при транспортировке опасных грузов. По закону об ОСАГО, после наступления страхового случая страховщик вправе потребовать с виновника аварии возместить выплаченную сумму, если срок действия диагностической карты или талона ТО ко времени ДТП истек.
5. По закону, если случится авария из-за технической неисправности автомобиля, прошедшего техосмотр, материальную ответственность за нее должны нести сотрудники станции технического осмотра, которые выдали диагностическую карту. Насколько это реально?
Формально оператор ТО отвечает за качество своей работы, поскольку в диагностической карте стоит подпись технического эксперта, дающего заключение, и она заверяется печатью организации. По закону, страховая компания вправе предъявить иск оператору, если будет установлено, что причиной аварии стала неисправность, которая не была выявлена при проведении ТО. Но в действительности установить, а тем более доказать, что дорожно-транспортное происшествие произошло по причине неисправности, которую не обнаружили при проведении ТО, практически невозможно.
СТАТИСТИКА
За 12 месяцев 2012 г. в Свердловской области были зарегистрированы 20 аварий с пострадавшими, причиной которых признана техническая неисправность транспортного средства. Это на четверть больше, чем годом ранее. А в общем количестве аварий доля ДТП по причине технической неисправности составляет всего 0,4%.
Подборка «вопрос-ответ» подготовлена журналом «ГАИ».