Публикации
На всем белом свете. Выбор и замена автолампочек
Безопасное передвижение зависит не только от водительского мастерства и опыта. Чем лучше освещена дорога в непогоду и в темное время суток, тем увереннее чувствуете себя человек за рулем. Советы по выбору автомобильных ламп собирала ЛИНА ПЛАТОВА, журнал «ГАИ».
Жизнь автоламп недолговечна. В зависимости от интенсивности поездок они служат от шести месяцев у таксистов до 3–5 лет, если автолюбитель курсирует по маршруту «дом — работа — дом». Но рано или поздно каждый встает перед проблемой выбора новых ламп. Сделать его непросто. В специализированных магазинах теперь продается огромное количество лампочек от различных производителей с разнообразными цоколями. Разброс цен тоже огромен — от 100 руб. за штуку до 1,5–2 тыс. руб. за пару. Что и как выбирать?
Во-первых, не стоит забивать себе память изучением характеристик ламп с цоколями H1, H3, H4, H7 и т. д. Маркировка цоколя зависит от того, для какой оптики нужна лампа — для фар ближнего–дальнего света, противотуманок, габаритов, поворотников. Есть и специальные серии (например, НВ1, НВ15), которые подходят для автомобилей американского производства. Но простому автолюбителю лишняя информация ни к чему. Для того чтобы купить нужную лампочку, достаточно взять с собой техпаспорт вашего авто: зная год выпуска, марку и модель, консультант подберет все, что нужно.
Выбор по стоимости зависит от того, с какой целью приобретаются лампы. Автомобилисты, собирающиеся продавать машину, покупают, как правило, самые дешевые экземпляры — «Маяк», «Спектр», «Диалуч» по цене до 100–150 руб. за штуку. Их по заказу России производят в Китае. Ресурс этих ламп невелик (да и брак частенько встречается), поэтому для «личного пользования» специалисты приобретать их не советуют, чтобы через месяц-другой не бежать в магазин снова.
Собственный выбор лучше остановить на средней ценовой категории — марках Narva, Philips, Koito стандартной серии и менее известных, но сходных по качеству лампах Flosser. В магазине AutoTime к этому списку добавляют еще и продукцию корейского производителя MTF. Цены в зависимости от устройства цоколя и назначения лампы колеблются в пределах 150–300 руб. А вот достаточно популярные лампы фирмы Osram, которые давно представлены на российском рынке, эксперт компании Caroptics Матвей Маров покупать не советует. Вопреки распространенному мнению об их качестве, при тестировании специалистами этой компании оказалось, что Osram обладают достаточно низким ресурсом и быстро перегорают. Для сравнения, при нормальной работе генератора и штатной электропроводки автомобиля лампы Koito стандартной серии служат порядка полутора лет, в то время как Osram при тех же вводных — около полугода.
Необходимо помнить, что срок службы лампы в некоторой степени зависит также от технических характеристик самого автомобиля и интенсивности его эксплуатации. При поездках от дома до работы и магазина, лампы могут прослужить даже пять-шесть лет. И наоборот, чем больше ежедневный пробег, тем быстрее перегорят. Как рассказал директор магазина AutoTime Максим Олениченко, отрицательное влияние на ресурс ламп оказывает также жесткая подвеска и наличие в автомобиле дополнительной акустики (например, мощного сабвуфера), что может приводить к перепадам напряжения в штатной электропроводке.
Если же вам нужны высокоэффективные и долговечные лампы, то лучше японских Philips и Koito особых серий пока ничего не придумано. Koito Whitebeam III обеспечивает максимальную яркость и более белый цвет. Благодаря этому и автомобиль на дороге выглядит более современно, и «белый» свет, показатели которого приближены к дневному, наиболее комфортен и «человечен»: глаза автомобилиста меньше устают.
Известно: чем тоньше нить накаливания, тем быстрее она перегорает. Но за счет использования оптимального состава сплава для нити и особого состава инертного газа внутри колбы, японской компании Koito, поставляющей лампы и оптику на сборочный конвейер Toyota, удалось добиться максимальной яркости при сохранении ресурса.
Кстати, особые серии можно определить по надписям на коробочках: +30%, +60% и даже +100%. Это значит, что при обычном номинале мощности в 55–60 Вт эти лампы светят в полтора-два раза ярче изделий стандартных серий. Особенно это актуально для владельцев отечественных авто: по наблюдениям экспертов Caroptics, которые много времени уделяют тестированию продукции различных производителей, ни одна стандартная лампа в новой фаре, изготовленной на российском заводе, даже не дотягивает до ГОСТа.
Стоимость ламп специальных серий немаленькая и достигает 2 тыс. руб. за пару. И если ваша работа не связана с большим количеством ночных переездов, можно и не тратиться: для обычных поездок в дневное и вечернее время достаточно стандартных изделий.
Еще один важный момент: какие бы яркие и дорогие лампочки вы ни купили, обещанный и ожидаемый эффект получите только при исправной оптике и правильно отрегулированном свете фар. О том, куда и почему должен быть направлен пучок света фар ближнего–дальнего света, читайте подробнее на стр. 30. Да и сама фара постепенно изнашивается. Если в процессе эксплуатации машины она потеряла прозрачность из-за абразивного воздействия песка, мелких камушков и т. д., достаточно загнать авто в сервис и отполировать. Если же поликарбонат, из которого изготавливают фары, со временем пожелтел (из-за химического воздействия окружающей среды и ультрафиолета), придется менять оптику. Никакая, даже самая «продвинутая» автолампа не обеспечит в этом случае яркость света.
Наконец, совет для автолюбителей, которые не боятся самостоятельно поменять лампочку (а в некоторых моделях современных автомобилей попасть внутрь фары не так-то просто): соблюдайте идеальную чистоту. Саму лампу ни в коем случае нельзя брать за стеклянную колбу. Если стекло испачкано, оно будет в этом месте сильнее нагреваться и лампочка быстрее перегорит. Кроме того, выгорающая на колбе лампы грязь никуда не девается — она оседает на отражателе, пачкая саму фару и уменьшая ресурс эффективного использования оптики. По стерильности работ замена лампочки должна быть сродни работе хирурга. Тогда и служить автосвет будет столько, сколько «доктор прописал» — в полном соответствии со сроком, заявленным производителем.
Материал подготовлен журналом «ГАИ».