Публикации
Без срока давности. Применение закона «О защите прав потребителей»
Мы уже рассказывали о том, как применение закона «О защите прав потребителей» в сфере автострахования отразилось на разрешении споров между автовладельцами и страховыми компаниями, как складывается судебная практика по добровольному и обязательному страхованию в Екатеринбурге. Сегодня мы продолжим эту чрезвычайно актуальную для автолюбителей тему и остановимся на некоторых дополнительных моментах. В непростом деле, длившемся почти год, вместе с юристом компании «Авторемесло» Максимом Князевым разбиралась ТАТЬЯНА ПИСКУНОВА, журнал «ГАИ».
Штрафные санкции
В мартовском номере нашего журнала мы обстоятельно писали о том, как работает закон «О защите прав потребителей» в области добровольного страхования. Тогда мы подробно остановились на одном конкретном случае, связанном с отказом страховой компании выплачивать полагающееся возмещение при угоне автомобиля. В этот раз поговорим о практике применения этого закона в наших судах в тех случаях, когда страховая компания незаконно занижает выплаты по полисам добровольного страхования либо вовсе отказывает в возмещении материального ущерба по КАСКО — а тут есть существенная разница. Но сначала — об общем.
Напомним, что вплоть до 28 июня прошлого года, когда появились разъяснения Пленума Верховного суда о необходимости применять закон «О защите прав потребителей» при рассмотрении в судах дел по автострахованию, автовладелец при подаче искового заявления в суд в обязательном порядке предъявлял квитанцию об оплате государственной пошлины. Позже, если суд выносил решение в его пользу, страховую компанию обязывали компенсировать человеку эти расходы. Теперь по спорам по КАСКО платить госпошлину вообще не надо. Вне зависимости от того, с какой претензий вы обращаетесь в суд — отказ в выплате по риску «Угон», занижение суммы или полный отказ по риску «Ущерб». Добровольное страхование в настоящий момент полностью регулируется законом «О защите прав потребителей», который избавил автовладельцев от этих расходов. Пошлину в пользу государства после вынесения решения теперь взыскивают со страховой компании приставы по отдельному исполнительному листу, выписанному судом.
Еще одно новшество — компенсация страховщиком морального ущерба, нанесенного автовладельцу при незаконном отказе в выплате. Причем, она взыскивается вне зависимости от того, по какому из рисков он судится со страховой компанией. До применения закона такой строки в судебных решениях вообще не было. И пусть суды за моральный ущерб назначают небольшие суммы, от 2 до 5 тыс. руб., но, все же, это хоть какая-то компенсация за потраченные время и нервы.
А вот что касается штрафа (в размере 50% от начисленной суммы страхового возмещения), который страховщик по «потребительскому» закону обязан выплатить в пользу автовладельца, единая практика в судах пока не сложилась. В том случае, когда автовладельцу полностью отказали в выплате при угоне или в возмещении убытков на восстановительный ремонт застрахованного по КАСКО транспортного средства, судья такой штраф назначит. А вот при занижении выплат, что случается сплошь и рядом, штраф могут и не назначить. Все зависит от конкретного судьи.
Некоторые представители судейского корпуса считают, что оснований для штрафных санкций тут нет. Ведь СК, в целом, выполнила свои обязательства — произвела выплату в том размере, который посчитала нужным. Другие судьи, напротив, полагают, что недоплата также является весомым основанием для взыскания штрафа на «сэкономленную» страховщиком сумму. Учитывая, что порой СК в три-четыре раза занижают выплаты на восстановительный ремонт, размер штрафных санкций может достигать суммы первоначальной выплаты.
Посильное дело
Зато единая практика сложилась в применении закона даже к тем судебным спорам, рассмотрение которых началось задолго до пресловутого постановления ВС. Причем, к довольно запутанным спорам с «несколькими неизвестными». Об одном таком случае мы и расскажем.
Владелец автомобиля BMW 325Xi еще в октябре 2011 г. купил полис КАСКО у тюменской страховой компании через страхового брокера. А через два месяца он подал в страховую компанию заявление о возмещении убытков после ДТП. Как значилось в его заявлении, не справившись с управлением, он въехал в бортовой камень возле дома №203 по улице 8 Марта, в результате чего повредил передний бампер и элементы передней подвески. Происшествие было зарегистрировано в ГИБДД, справку необходимой формы с указанием видимых повреждений (и возможных скрытых) страховщику он предоставил.
Также автовладелец обратился к независимому эксперту, чтобы установить все повреждения и оценить стоимость восстановительного ремонта. После тщательного осмотра было выявлено, что у иномарки, кроме поцарапанного бампера, нарушена герметичность передней правой блок-фары и противотуманного фонаря, потекла левая телескопическая стойка. Также был обнаружен излом креплений в верхней части переднего правого крыла. А общая стоимость восстановительного ремонта составляет 104 тыс. руб.
Однако в страховой компании были уверены, что нарушение лакокрасочного покрытия бампера имеет более ранний характер возникновения, чем остальные повреждения. Более того, в частной беседе страховщики признались, что фотографии, сделанные страховым агентом при заключении договора КАСКО, были плохого качества. И по ним нереально определить, были на тот момент на машине царапины или нет. А поскольку в акте осмотра повреждение ЛКП не зафиксировано, предъявлять какие-либо претензии бесполезно. Тем не менее, сославшись на то, что из представленных автолюбителем документов невозможно достоверно установить все обстоятельства ДТП, страховая компания отсрочила выплату и сделала запрос в ГИБДД, попросив дополнительно предоставить схему ДТП и протокол. А через пару месяцев и вовсе отказала в выплате на том основании, что в ГИБДД данное ДТП не зарегистрировано.
После этого автовладелец обратился в компанию «Авторемесло», специалист которой и стал его представителем в суде. Поскольку на тот момент исковое заявление можно было подать в суд только по месту регистрации страховой компании (а не самого истца, как это сейчас предусмотрено законом «О защите прав потребителя»), то дело рассматривалось в Калининском районном суде Тюмени. Перво-наперво автоюристы повторно запросили в автоинспекции материал о дорожном происшествии. И в отличие от страховой компании (кто бы сомневался!), их запрос был удовлетворен — материал сразу нашелся.
Пока суд да дело, с момента ДТП прошло больше года. Только в январе 2013-го было вынесено решение о неправомерном отказе владельцу BMW в выплате. Суд постановил взыскать со страховой компании в полном объеме сумму восстановительного ремонта автомобиля. Причем, тут был еще один интересный момент: в общую калькуляцию ущерба оценщики включили и повреждения капота иномарки, не связанные с данным ДТП. Представитель СК выступал категорически против: оценивать разные повреждения по одному заключению в принципе нельзя. Однако суд занял позицию автовладельца и его юриста, решив, что страховое возмещение тут тоже полагается. Ведь это тоже ущерб, который был причинен владельцу транспортного средства, застрахованного по КАСКО.
Помимо возмещения стоимости ремонта и запчастей суд постановил взыскать с СК расходы по оценке повреждений (2800 руб.), оплате услуг автоюриста (10 тыс. руб.), нотариуса (1400 руб.), госпошлину (3300 руб.). А приятным бонусом автовладельцу стали дополнительные 52 тыс. руб. штрафа «за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя». Ведь на момент вынесения судебного решения в спорах по КАСКО уже вовсю применялся закон «О защите прав потребителей». И хотя в исковом заявлении ни о каком взыскании штрафа речь не шла, суд автоматически включил его в общую сумму, причитающуюся автолюбителю. В итоге страховой компании пришлось выплатить владельцу BMW более 174 тыс. руб. вместо 104, которые он просил изначально.
В этом деле столько нюансов, что каждый автовладелец, надеемся, сможет почерпнуть для себя что-то полезное. Главное — понимать: решения находятся даже в безвыходных ситуациях. И то, что «не по силам» сделать страховой компании, легко удается профессиональным автоюристам. Было бы желание.
Материал подготовлен журналом «ГАИ».