Публикации
Штраф автоматом. Автоматизированная фиксация правонарушений
В последние месяцы екатеринбургские автомобилисты стали все чаще получать «письма счастья» — почтовые отправления со штрафами, которые оформлены с помощью средств автоматизированной фиксации нарушений Правил дорожного движения. Мы решили выяснить, как и за что штрафуют водителей, когда и где появятся новые точки контроля и как можно оспорить выписанное постановление. За подробными комментариями мы обратились к и.о. начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГУ МВД России по Свердловской области АЛЕКСАНДРУ ВОЛКОВУ.
— Александр Юрьевич, какие нарушения правил фиксируются в автоматическом режиме?
— Во-первых, это нарушения скоростного режима. Для этого используется стационарный комплекс автоматической фиксации, который включает три рубежа контроля. Камеры установлены на улице Металлургов в районе пересечения с Викулова, на дублере Сибирского тракта в районе ТРЦ «Гулливер» и на 1-м км Новокольцовского тракта в районе пешеходного перехода. Еще два рубежа — на пересечении Бебеля с Таватуйской и Космонавтов — Челюскинцев — находятся в стадии отладки.
Во-вторых, на территории Свердловской области используются 69 передвижных комплексов автоматической фиксации, которые помимо скоростного режима отслеживают остановку и стоянку транспортных средств в нарушение Правил дорожного движения.
Наконец, в качестве эксперимента для визуального контроля за ситуацией на Екатеринбургской кольцевой дороге мы использовали аэростат. Поток транспортных средств там большой, многие едут с разрешенной скоростью, порядка 70 км/ч. А основной причиной ДТП является нарушение правил обгона — выезд на полосу встречного движения при наличии встречных ТС. К сожалению, последствия подобных ДТП очень тяжкие. Поэтому мы провели фото- и видеосъемку с аэростата, полученная информация передавалась на мобильный пост ГИБДД, где уже непосредственно инспектор оформлял правонарушение. Эксперимент прошел удачно, и в рамках профилактических мероприятий возможно дальнейшее применение аэростата, хотя функционал его применения гораздо шире — от общего визуального контроля при проведении массовых мероприятий до обеспечения охраны общественного порядка, в том числе и безопасности дорожного движения.
— Расскажите, как работают передвижные комплексы по фиксации нарушений правил парковки?
— Для этого используется мобильное техническое средство «Паркон». Чаще всего прибор устанавливается на передней панели патрульного автомобиля, который курсирует по улицам и ведет съемку неправильно припаркованных авто — в зоне запрещающего знака, возле остановочных комплексов, обозначенных знаками, на полосе А, предназначенной для движения общественного транспорта, в местах, где это в принципе запрещено правилами — на тротуарах, в зоне пешеходных переходов, на газонах. Такие комплексы используются практически на всей территории Екатеринбурга. В ежедневном режиме контролируются правила остановки и стоянки на проспекте Ленина, на улице Малышева, Белинского — на участке от Фурманова до Малышева, на улице Пушкина. Во всех этих местах установлены информационные таблички «Ведется фиксация нарушений ПДД», дополнительно предупреждающие водителей о контроле. А с вступлением в законную силу с 1 июля изменений в ГОСТ по содержанию улично-дорожной сети и изменений ПДД, они будут заменены на табличку «Фотовидеофиксация»
Также в связи с многочисленными обращениями граждан и представителей управляющих компаний при помощи «Паркона» контролируется ситуация на придомовых территориях, особенно в районе Краснолесья, на Луганской, 4. Довольно часто владельцы ставят свои автомашины на тротуаре, на проездах, которые предназначены для прибытия транспортных средств экстренных служб. На такие случаи обращается особое внимание: если проезд закрыт, ни Скорая помощь не доедет, ни пожарная служба не прибудет своевременно. И естественно, в отношении собственников автомобилей, припаркованных в нарушение правил, выносится постановление об административном правонарушении.
— Сотрудник ЦАФАП или автоинспектор может повлиять на вынесение постановления?
— Нет. К данному комплексу имеется соответствующее оборудование, поставленное в рамках закупки заводом-изготовителем, программное обеспечение, которое самостоятельно анализирует нарушение. Обработка зафиксированной информации происходит автоматически, инспектор проверяет только соответствие государственного регистрационного знака транспортному средству, которое находится в фотоматериале, и тому, которое находится в директории, распознанной программным обеспечением. После этого делается запрос на учет транспортных средств, в автоматическом же режиме присоединяется информация по собственнику транспортного средства, это все сверяется, и данное постановление подписывается должностным лицом. Изготовленная на основе электронного файла печатная копия направляется автовладельцу по адресу его регистрации.
— А если автомобилем управлял другой человек?
— Согласно Кодексу об административных правонарушениях, за деяние в области безопасности дорожного движения, которое зафиксировано с применением средств автоматической фиксации, ответственность несет собственник. Но законом предусмотрена возможность обжаловать постановление, если в момент нарушения автомобилем управлял другой человек. Хочу обратить внимание, что обязанность предоставить информацию, кто именно управлял транспортным средством, лежит на его владельце. Исключение составляют только ТС, находящиеся в угоне. Обжаловать постановление можно по почте, по электронной почте либо лично. При этом «анонимки» не принимаются. В обращении должны быть указаны ФИО, число, месяц, год рождения заявителя, причины, по которым он просит прекратить производство, и само требование «Прошу прекратить производство по данному протоколу».
— Как доказать, что автомобилем управлял кто-то другой?
— Предоставить копию страхового полиса, где указано, что ТС может управлять неограниченное число лиц, либо в которое вписано лицо, управлявшее автомобилем. А также пояснение самого собственника автомобиля с указанием ФИО того, кому он передал управление, чтобы мы могли этого гражданина в рамках проводимого административного расследования вызвать, получить объяснение и подтверждение. Если все факты подтвердятся, жалоба будет удовлетворена, производство прекращено. А к ответственности привлекут истинного виновника, если, конечно, не прошел срок привлечения к административной ответственности — два месяца с момента вынесения постановления.
— А как вообще автомобилист может узнать, что его оштрафовали?
— Информацию о наличии фиксации административного правонарушения можно получить на портале госуслуг, а с 1 июля — на едином сайте www.gibdd.ru. Там есть все необходимые данные — номер постановления, дата нарушения, пункт ПДД, статья КоАП и сумма штрафа. Этого достаточно для оплаты штрафа. Можно позвонить к нам в ЦАФАП, и мы дадим дополнительные разъяснения. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание: многие граждане обращаются по интернету и просят направить копию постановления по электронной почте. К сожалению, действующие нормативные правовые акты ограничивают нас в порядке рассылки. Так как в постановлении присутствуют персональные данные, мы не можем направить его электронной почтой, только простым почтовым отправлением. Но хочу успокоить автовладельцев, которые не заходят регулярно в интернет: выложенные на этих сайтах данные о штрафе носят только информационный характер. В обязательном порядке владельцу заказным письмом направляется печатная копия постановления — вот она уже является законным основанием для оплаты штрафа.
— А если письмо шло так долго, что истек срок оплаты штрафа? Или, к примеру, автовладелец не получил письмо, так как зарегистрирован по одному адресу, а проживает в другом месте?
— Давайте по порядку. Во-первых, сейчас срок оплаты штрафов для удобства автовладельцев существенно увеличен — с 30 до 60 суток. Во-вторых, постановление о нарушении правил вступает в силу с момента его получения автовладельцем, с этого же момента исчисляются и 10 дней, отведенные на обжалование. И если письмо по вине «Почты России» или по каким-то другим причинам дошло до вас через 1–2 месяца, волноваться нет причин — ваши права не нарушены.
Заказное письмо почтальон обязан вручить лично адресату. Но часто бывает, что во время его визита человека нет дома. На этот случай предусмотрен следующий порядок. При отсутствии адресата почтальон оставляет извещение. Если в течение 10 суток автовладелец не забрал заказное письмо в почтовом отделении, почтальон оставляет повторное извещение. Если в течение всего периода (30 суток) гражданин не обратился на почту, в ЦАФАП поступает сообщение, что гражданин надлежащим образом уведомлен, и на 31-е сутки постановление о правонарушении вступает в законную силу, с этого же момента начинается отсчет времени, отведенного на обжалование и оплату.
Что касается несовпадения адреса фактического проживания и адреса регистрации. Большинство обращений, которые поступают к нам в ЦАФАП, идут как раз по этой причине. Согласно правилам регистрации ТС, обязанность своевременно сообщить об изменении адреса, чтобы внести эту информацию в регистрационные документы, возложена на собственника ТС. Мы не можем знать, что автовладелец переехал, поэтому копия постановления, естественно, отправляется на тот адрес, который указан при регистрации транспортного средства. Эта информация, повторюсь, присоединяется автоматически. И если человек в течение отведенных 30 суток не получит письмо, ответственность будет лежать на нем. Могу посоветовать только одно: просите людей, которые проживают по адресу вашей регистрации, сообщать почтальону фактический адрес вашего проживания. Почта самостоятельно перешлет письмо в нужное почтовое отделение, это вменено ей в обязанность. У нас был случай, когда постановление отправлялось в Саратовскую область, а нашло своего получателя через четыре месяца в коттеджном поселке Карасьеозерский-2.
— Александр Юрьевич, вы полностью разъяснили процедуру оплаты и обжалования. В заключение еще один вопрос, когда и где будут устанавливаться новые камеры автоматической фиксации нарушений?
— Уже устанавливаются. На территории Екатеринбурга и в целом Свердловской области данные мероприятия проводятся в рамках Областной целевой программы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области. Уже сейчас на территории Екатеринбурга в наиболее аварийных местах ведется монтаж дополнительных десяти комплексов — на улице Вильгельма де Геннина, проспекте Космонавтов, на трассе Екатеринбург — Челябинск на подъезде к Екатеринбургу, на Объездной в районе Верхней Пышмы и т.д. Все эти комплексы ориентированы на фиксацию превышения скоростного режима. Также спроектировано размещение еще пяти дополнительных комплексов. Мы планируем, что до конца года они будут установлены на регулируемом пешеходном переходе на улице Серафимы Дерябиной в районе Областной детской больницы № 1 и на четырех перекрестках: Ленина — Восточная, Малышева — Луначарского, Белореченская — Шаумяна, Халтурина — Опалихинская возле «Карнавала». Они уже утверждены для оснащения оборудованием, которое будет фиксировать не только превышение скорости, но и проезд на запрещающий сигнал светофора и пересечение стоп-линии. Также в дальнейшем с помощью этих комплексов планируется контролировать на указанных перекрестках направление движения по полосам. Для этого есть веские основания: большинство ДТП на перекрестке Малышева — Луначарского, например, происходит из-за того, что при запрете поворота налево автомобилисты тем не менее поворачивают. На перекрестке Ленина — Восточная также планируется контролировать движение по трамвайным путям в районе остановки.
А на будущий год планы еще больше — установка комплексов на основных федеральных автодорогах на территории Каменска-Уральского, Нижнего Тагила, Серова, Первоуральска, Верхней Пышмы. В перспективе намечена организация порядка 260 рубежей контроля.
ЦИФРЫ
314614 постановлений было вынесено в 2012 г. в Свердловской области за нарушения ПДД, выявленные средствами фотовидеофиксации.
За 5 месяцев 2013 г. эта цифра составила уже 193313 постановлений.
ПРОВЕРЯЙТЕ
Штрафы, полученные в результате автоматической фиксации правонарушений, можно проверить на портале госуслуг, а также на едином интернет-сайте www.gibdd.ru.
ЗВОНИТЕ
Получить дополнительные разъяснения по штрафам, выписанным в автоматическом режиме, или порядке их обжалования можно по следующим телефонам:
269 77 68 — общий телефон ЦАФАП
269 77 11 — телефон начальника ЦАФАП
269 77 69 — телефон замначальника ЦАФАП
Интервью подготовлено журналом «ГАИ».