ВАЗ (Lada) 2108 '1986 (хетчбэк, механика)
Автор: Гость // 04.03.2012
Отзыв
Речь пойдет не о простой Ладе 2108, а подготовленной для участия в авторалли.
Будет много отступлений, но думаю, кто не знаком со словом ралли, тот должен прочесть все от начала до конца, должно быть интересно. Сам я люблю читать такие отзывы, надеюсь я такой не один.
Машина начала колесить по просторам нашей необъятной родины с 1986 года. Тогда у нее был мотор объемом 1300 см. Ездила она себе из пункта А в Б до 2005 года и уже наверное собиралась уйти на покой. Но тут появились мы. А вернее тогда еще не мы, а только он. Новый хозяин Лады. Для него это была первая собственная машина. Позже, отъездив на ней 2 года он купил себе более комфортную машину, Лада 2112, а эта так и осталась стоять в гараже.
Шло время. На дворе стоял 2007 год. Я,будучи студентом второго курса университета, познакомился с интересным человеком, дядей Витей. Он был гонщиком, мастером спорта и очень хорошо разбирался во всех тонкостях автоспорта и всего что с ним было связано. Именно со знакомства с этим человеком я начал вливаться в мир гонок. А вливался я,как и большинство тех, у кого нет миллионов денег, как обычный механик. А еще точнее его помощник. После учебы я ходил в гараж, где помогал дяде Вите ремонтировать автомобили частных клиентов, обретал навыки и кое какие знания по ремонту автомобиля. Ну и там же в гараже стояла «боевая» Лада 2108 красная с белой крышей, вся в наклейках, с каркасом безопасности, спортивными сиденьями, 4- х точечными ремнями и мотором 1400 см с мощностью в 110 сил. На ней гонял его сын. На первый взгляд мощность мотора покажется маленькой, но это для тех, кто никогда не ездил по настоящему быстро по лесам, горам, полям, где этой мощности вполне хватит, чтоб при неправильном управлении убиться об первое же дерево. Машина была подготовлена для класса 1400Н, означающий, что объем мотора не может превышать 1400 см. Этот класс пользовался популярностью среди новичков и тех, кто хочет гонять в удовольствие при относительно малых затратах. Тогда я первый раз сел за руль спортивной машины. Просто сел за руль. Можете смеяться, но для меня это было непередаваемое ощущение, эмоции били через край. Сиденье стискивало все тело, обзорность вперед была неважная, да еще и эти трубы повсюду. Коробка передач очень тугая, но передачи включаются четко и с минимальным ходом, как на классике. Я завел ее. Грохот стоял приличный, но мне он нравился. Тогда я точно понял для себя, чего я хочу. Прошел год. Я ездил помощником механика на ралли, и одновременно дядя Витя учил меня работе штурмана. Да, я планировал перед тем как сесть за руль, вначале отъездить штурманом, потому что его работа для меня всегда была загадкой, хотелось узнать что это такое. Ну и конечно сыграл тот факт, что денег на постройку спортивного автомобиля, чтоб гонять самому у студента не было. К сожалению, многого я так и не узнал, потому что дядя Витя серьезно заболел и умер. На похоронах я понял, насколько любим и известен был этот человек. Улица, на которой он жил, в день похорон была вся заставлена машинами на протяжении 1 км. Когда ехали колонной на кладбище, впереди было 2 милицейских машины с громкоговорителями, на каждом перекрестке стоял милиционер, чтоб колонна ехала без остановки на светофоры. Он был очень скромный и не рассказывал о себе практически ничего, поэтому я не знал тогда, что я общаюсь с довольно известным в автоспортивном мире человеком. Не за долго трагедии он успел познакомить меня с Иваном (тот, о ком шла речь в начале), который любил гонки. Причем, надо заметить гонки с большой буквы, а не то, что мы видим каждый день по улицам города. Ему очень нравилось ралли. Мне тоже. О гонках я мечтал еще с раннего детства. Он тоже. А когда встречаются два пришибленных на голову человека, то это настоящая движущая сила! Тогда Иван уже имел небольшой опыт в ралли, а вернее он проехал одну гонку на взятой в аренду у дяди Вите красно- белой Ладе 2108. Мой опыт был лишь в участии разного рода ралли спринтах на ВАЗ 21074 и мамином Opel Corsa C,о чем она конечно не знала и не знает до сих пор. Ну а штурманом я тогда не ездил еще ни разу. И вот, до следующего этапа ралли оставалось чуть больше месяца и мы начали тренироваться вместе, как экипаж. Ездили в горы на горные дороги и учились описывать и правильно записывать трассу. Ездили на ВАЗ 2112. Что она пережила и переживает до сих пор, это отдельная история. Но машина оказалось очень крепкой и выносливой. Даже когда на ходу вываливается вся панель приборов и отопителя от тряски и вибрации, автомобиль продолжает исправно делать свою работу. Люблю ее за это.
Первая гонка
И вот настал день Ч . Ночь перед гонкой. Мы в горах, у костра жарим шашлыки. Наш механик Анатолий, (золотой человек, настоящий друг) рассказывает разные истории из своей жизни (дальнобойщик с огромным стажем) а мы сидим и думаем, как состоится наш совместный дебют в ралли, а для меня вообще первый опыт выступления. Конечно, спалось плохо. Утро. Через 1.5 часа наш страт. Я сижу в машине и изучаю маршрутный лист, листаю стенограмму. Иван проверяет давление в шинах и уровень масла. Напряжение нарастает. Вот уже судья начинает отсчитывать последние секунды до старта. 5-4-3-2-1, СТАРТ. «300 правый 1 200» – протараторил я.Ваня нажал на газ и мы рванули. Машина просто летела над дорогой, а не ехала по ней. Тогда я первый раз ехал с такой скоростью по лесу, деревья мелькали в метре от машины, и мне было по- настоящему страшно. «200 левый 2 на 3, держать» – снова произнес я.Восьмерка летела по дороге с огромной скоростью и мы едва оставались на трассе, ехали от обочины к обочине. Мотор просто пел. Кто слышал звук мотора в горах на оборотах, тот меня поймет. «50 правый 3 на левый 3,100 левый 2» - последнее что я произнес. Дальше все как в замедленном воспроизведении. Мы влетаем в левый 2, но не попадаем в него, т.к. скорость слишком высока. Задняя ось уходит в занос, пролетает мимо бетонного столбика в 30 см (позже по следам смотрели) и уезжает в кювет. Передняя часть машины остается на трассе и колеса отчаянно пытаются вытянуть попу из кювета. Но не судьба. Задние колеса в скольжении боком во что- то упираются и вот, мы уже делаем оборот через крышу в воздухе. Приземляемся на бок, и делаем еще один оборот в воздухе и со всего маху ударяемся частью крыши и капота об бетонный слив на обочине дороги. Лежим на крыше. Мотор работает. «Глуши мотор» - скомандовал я Ване, боясь, что просто взорвемся. Потом спросили друг у друга все ли на месте и начали вылезать из машины. Я висел на ремнях, поэтому когда нажал на кнопку отстежки, дополнительно ударился об крышу шлемом. Дверь моя не открывалась, вылез через лобовое стекло, его все равно не было. Следующая за нами машина едет с интервалом в 1 минуту, поэтому за эту минуту надо было найти дорожную книгу, на ее обложке есть большая надпись SOS или же OK, которую по правилам надо показывать следующим пяти экипажам. Но все было разбросано по обочине. Бутылка с водой, кусок стенограммы, битые стекла, а вот и книга. Открываю на OK и показываю проезжающему мимо экипажу. Теперь надо найти телефоны. Искали минут 10. Нашли. Позвонили механику, обрадовали. Когда ждали пока нас заберут, рассмотрели машину. На первый взгляд все было плачевно. Морда разбита прилично, приборная панель вырвана с «мясом», разбит радиатор, оторвано заднее колесо со ступицой, которое мы нашли только через полчаса в 20 метрах от машины на другой стороне дороге, крыша и бок помяты, похоже даже немного повело каркас безопасности. Зрители, проходившие мимо, помогли перевернуть восьмерика на оставшиеся 3 колеса, которые высели на не нем просто для красоты. Не поверите, но на прицеп машина заехала своим ходом, на трех колесах и помогая 3 людьми. Вот такое как говорится боевое крещение. Причина вылета с трассы – неправильное определение категории поворота, ведь на записи едешь с гораздо меньшей скоростью, потому что описываешь дорогу и не всегда получается определить как ты проедешь этот поворот в боевой машине, на спортивной резине. В любом случае виноваты сами. Но это были тогда первые шаги, а ошибаться естественно. В итоге пришлось купить эту взятую в аренду машину за 120.000. Мы не знали, что с ней делать дальше, так как каркас безопасности был поврежден, ремонтировать машину смысле не имело. Решили снять с нее все, что не пострадало, остальное отдали гонщикам из автокросса, у них такие кузова это не редкость. Главные агрегаты остались целыми (мотор и коробка), все навесное тоже. Все мы это сняли и началась постройка нового спортивного автомобиля Лада 2108.
Постройка нового автомобиля
За основу была взята первая машина Ивана. Кузов был полностью разобран, зачищен от мовиля, от шумоизоляции (немножко ее все таки было) и вообще от всего что на нем было. Остался голый металл. Дальше начали варить каркас безопасности и усиливать весь кузов. Конечно варили его не мы, а профессионалы этого дела, так как там нужно соблюдать нормы и регламенты. Потом кузов красили. Когда кузов был готов, мы привезли его себе домой и начали ставить мотор, коробку и все остальное. Изготовили приборную панель. Подвеска была не крутая, а обычная стандартная. Но не восьмерочная конечно. Хорошая подвеска Ohlins на восьмерку стоит 150.000 рублей. Столько денег только на подвеску конечно не было. Амортизаторы стояли KYB Excel G от Ауди 100, а пружины от классики. Подвеска получилась отличная! Машину не трясет, просто жестко едет, не трамплинах не пробивает. Но сейчас нам ее уже не хватает, не можем ехать быстрее, подвеска не позволяет. Передние тормоза 14 от двенашки, задние дисковые от восьмерки. Коробка передач 5 ступенчатая с блокировкой дифференциала, главная пара тогда была 4.5. Такая пара давала очень хороший разгон с места, но маленькую максимальную скорость. На 5 передаче на максимальных 7.300 оборотах машина ехала по прикидкам 140-150 км/ч. Точно сказать не могу, поскольку спидометра в раллийных машинах обычно нет. В ралли максималка не нужна. Мотор 1400 см, тот что стоял на красно- белой восьмерке. Поставили гидравлический ручник. Пластиковые стекла. Ну и много всякой мелочи. С постройкой машины «росли» и сами, усовершенствовали стенограмму и понимание того, как что записать. До ралли оставалось всего неделя, а машина еще не была собрана. В ночь перед гонкой мы только ставили тормоза, потому что у нас постоянно их клинило во время пробной езды. Оказалось виной всему лягушка на педали. В общем машина была собрана нами с нуля и была еще очень «сырая». И вот, снова день Ч. Мы на новой машине, с новым пониманием того, что и как надо делать. В нашем классе 1400Н всего 3 машины, в виду тогдашнего финансового кризиса всем было не до ралли. Трасса была очень сложная и очень узкая, с первого СУ (скоростной участок) мы приехали с обеими сложенными зеркалами. Смотрим время – мы вторые! Впереди одна машина, но пилот и штурман местные и знают дорогу хорошо. Другой экипаж ездит уже довольно давно, не новички. Мы подумали, что просто те еще разогреваются и поедут в полную силу позже. Наша восьмерка ехала хорошо, прыгала тоже, проблем никаких не было. В общем перед последним СУ ралли мы шли вторыми с хорошим отрывом от третьих и с приличным отставанием от первых. Но в конце СУ мы обгоняем впереди идущий экипаж (у них закипел мотор и они вынуждены были сбросить темп, а потом вовсе остановиться) и становимся победителями ралли. Конечно мы были рады, но во мне было негодование по поводу того, что мы просто «подобрали» победу. Да и в Ване тоже. «Это гонки, они не сберегли мотор, а вы сумели, вы победили», - говорил нам наш механик. Но осадок у меня остался. Так мы закончили последнюю гонку в сезоне 2010 и первую гонку на новой машине для нас. Восьмерка поселилась на подъемнике и провисела там месяц. Мы еще что- то доводили до ума, но в основном все было готово. Позже перед началом сезона 2011 мы ездили на тренировки, сломали там гранату, и оторвали ручку переключения передач от домика. Больше поломок не было. И вот начался гоночный сезон 2011. Первое ралли. В классе 5 или 6 машин, мы идем вторые. Потом первые… И на последнем СУ наш мотор умирает. На самом деле умирать он начал уже на 3 СУ из 6, но мы это не сразу заметили. Машина плохо тянула на 5 передаче, практически не разгонялась. И мы при этом показали неплохое время. Короче итог - мотор заклинило на крутом подъеме. Обидно было до чертиков. Последний СУ, последние километры… Надо было тащить машину до трассы, а позвонить не могли, телефоны не ловили в горах, мы же на гору так и не заехали.. Пока я полез в гору искать сеть, Ваня стоял со знаком OK на дороге. И тут зрители предложили дотянуть нас до парка сервиса на тросе. Мы конечно были рады. И нас взял на буксир Lexus RX 300 на автомате под гору. Молодец мужик, не каждый согласится тянуть в горку на автомате. После того как приехали домой начали разбираться в чем же дело, почему мотор стуканул? И выяснили. Оказывается масляный щуп неправильно показывал уровень масла, а датчик давления масла у нас не работал. Скорее всего резинка на щупе была одета не правильно. Ну вот, есть повод отремонтировать мотор. До следующего ралли 3 месяца, так что время есть. Мотор сделали, обкатали маленько и вот снова ралли. Мы полны оптимизма, стартуем, проезжаем от старта 1.5 км. Машина дымит как паровоз. Чувствую что пахнет антифризом, попавшим на коллектор. Оказалось что патрубок с печки соскочил и весь антифриз вылился. Ралли было провалено, дальше стали зрителями. Хорошо, что мотор не перегрели. Дальше был большой промежуток между соревнованиями из- за сильной жары и пожароопасной ситуации. Ездили на горную гонку (подъем на холм проще говоря). Заняли второе место. Ездили на тренировки. Во время одной из них нам на встречу ехал полицейский Форд Фокус, который мы немножко закидали камнями, не специально конечно, уварачивались как могли. Отдали полисменам 5 рублей и больше на открытых трассах не тренируемся. В конце октября 2011 года проехали ралли. Ехали хорошо, но машина сильно капризничала. То не заводилась, то дворники не работали, то свет… В итоге сразу после финиша мотор затроил и зачихал, а как заехали на прицеп, заклинило коробку. Подумали что мотор снова умер, потому что машина плохо ехала. В конце года купили мотор от двенашки. Будем строить новый мотор для класса 1600Н, там конкуренция и участников больше, правда и машины круче. Honda Civic, Renault Clio, двенашки купе на Олинзах. Но пора двигаться дальше. Недавно сделали коробку поставили пару 4.7, еще короче, уже под новый мотор. Поставили старый мотор, чтоб проверить, почему троил. Оказалось что отключилась форсунка в третий цилиндр. Наверное от тряски или вибрации провод отсоединился. Новый мотор по прикидкам будет мощностью 140-150 сил. По деньгам обойдется в 100.000р. 25.000 стоил сам мотор, остальные деньги на запчасти и работу. Сейчас поставили назад дисковые тормоза от Оки. Еще не проверяли, но должны быть лучше, т.к. на протяжении всего прошлого сезона были проблемы с балансом тормозов, попа постоянно перетормаживала, даже крутой регулятор баланса тормозов не помогал. Мы даже занялись колхозом и обрезали задние колодки в половину. Но не помогло. Нужен диск меньшего диаметра и маленькие колодки, что и было установлено. Пока не проверяли. В конце апреля этого года у нас ралли. Посмотрим как начнется этот сезон.
Спасибо тем кто дочитал отзыв до конца!