ВАЗ (Lada) 2109 '1996 (механика)
Автор: Гость // 14.05.2012
Отзыв
Ну вот и я пишу отзыв, дожили.
Речь пойдет о ВАЗ-2109, бородатого 1996- го года выпуска, купленой в качестве первой машины.
И даже, пожалуй, не сколько о ней, сколько о целом этапе моей жизни.
Что у отца, что у деда даже прав никогда не было (дед, конечно, ездил на тракторе, когда семья еще жила в деревне, но кто там на документы смотрит). Бате, правда, по семейной легенде якобы предлагали "Запорожец", но дело было в лихие девяностые, когда мы строили квартиру... До сих пор помню, как с братом играл в "танчики", сколоченные из двух неструганых деревяшек, на голом бетонном полу, а мама пару раз падала в обморок от голода.
Прошло много лет, я закончил школу и худо- бедно прощемился в универ на дневное- бютжетное. Именно тогда в семье появились деньги - родители проплачивали мне первый семестр "для подстраховки", а когда поступил сам - деньги вернулись.
Честно говоря, будь у меня второй шанс - прожил бы те годы по- другому - учился через пень колоду, безбожно прогуливал, (стипендию от силы пару раз видел), не работал. При этом не пил, не гулеванил - в общем, пять лет прошло зря.
Потом был поиск работы, полгода я болтался как та самая субстанция в проруби, никому не нужный - кто это проходил, меня поймет. А когда нашел (через маминых знакомых, повезло), и началась эта история.
Со школьных времен, когда я в порыве юношеского максимализма начал отстаивать свои "права", у нас с отцом был договор: я считаюсь самостоятельным человеком (и даже "мужиком") с того момента, как начинаю приносить деньги в семью, а не забирать их. И вот, работа. Местами трудная, непрестижная: роба в пыли, руки в масле, и тут приносят в ремнот электронный прибор - жизь "ремонтного персонала" на заводе довольно контрастна. Но зато близко к специальности (чтобы смотреть свысока на продавца мобильников с высшим экономическим), и очень сильно выпрямляет руки. Ну и деньги, конечно. Помню, принес домой первую зарплату, треть отдал матери - она аж растерялась. А отец просто пожал мне руку. В общем, я начал чувствовать себя человеком, способным на что- то.
И тут в разговоре с коллегами промелькнула мысль о машине. Долго колебался, обсуждал с родителями (мама против, отец - нет, но с условием, что выучусь до кучи на "С"), девушка в восторге... и тут же сбегает (друзья потом капнули, что к богатому да успешному). Впрочем, я думал перебраться с ней на съемную хату, если б сбылось - не с чего было бы это писать, денег не хватило бы.
Выбрав автошколу, худо бедно отъездил программу и сдал на права. Дело было осенью, учился по сухому, а сдавал уже по льду - то еще веселье. Деньги на машину без посторонней помощи копились медленно, и набрал минимально необходимую сумму я только к середине лета. Через бабушку нашелся родственник, согласившийся помочь с выбором (просто не смог ей отказать, как позже выяснилось), поехали на барахолку традиционным утром субботы - и к вечеру я уже припарковался под окнами на собственном автомобиле.
Потом начались приключения. Как известно, подержаный автомобиль просто обязан, доехвав до дома, превратиться в недвижимость. Так и случилось: начал переставлять, чтобы из окна было видно - заглох и не смог завестись. В итоге научили заводить отверткой, так и доехал до парковки. Просмотрел проводку, реле стартера, подзарядил батарею... оказалось, бендикс умер. Попутно заменил тормозные шланги, тоже с приключениями - срезало гайку, пришлось менять один трубопровод целиком. И все это без ямы, во дворе - благо погода позволяла. К концу ремонта меня уже узнавали игравшие во дворе дети.
Приключение №2: почти сразу заметил странную вибрацию в районе сцепления, которая появлялась когда хотела и надолго пропадала, если выжать/отпустить педаль несколько раз. Ну и ручник совсем не держал - у девяток это болезнь. Заехал в сервис, подняли... Итог - две шаровые, торсы, сцепление в сборе (а я- то думал, чего трогаться так тяжко) и граната - нашли порваный пыльник, решил сменить превентивно. Все брал с магазина, а гранату мне прямо в сервисе продали за полцены. Все снятые детали проматривал и качал головой, столь фееричен был пушной зверь.
Выехал из сервиса, попробовал трогаться, съездил до горочки - небо и земля. К сожалению, на подъемние разглядел серьезные дефекты по кузовщине - фирменные лонжероны за передними колесными арками, где накладка. С тех пор если имею дело с девятым семейством, туда смотрю в первую очередь.
Съездил через весь город к родственнику, с которым выбирали машину (попутно заработал первый штраф - естественно, на пешеходе, дурные они), заехали на яму, посмотрели с умным видом и решили - попадалово имеет место быть, но пока ездить можно, а потом сменяем.
Приключение №3: перестала заводиться во влажную погоду. Снял крышку трамблера, почистил, проверил массу на двигатель - оказалось, залил маслом - после замены гранаты доливал в коробку, а провод там рядом прикручен. Зачистил, протянул - завелась. Без наждачки с тех пор не ездил. Многие делают провод от батареи до стартера напрямую, но решил не изворачиваться.
Однажды по дороге на работу (близко, и транспорт ходит нормально, но я решил "мотать километраж" для опыта) начались дерганья и попытки заглохнуть - троила безбожно. Поддал оборотов - вроде прекратилось. Оказалось, провод на одной свече болтается, да и конакты не очень. Зачистил, поджал плоскогубцами, на работе сделал пружинку - попалась подходящего диаметра - и надел сверху. Домой доехал без проблем, с заходом в магазин - взял провода и свечи. Поменял - проблема исчезла.
Приключение №4: скучать не пришлось, не завелась - залил свечи. Для нормального мотора, на удивление не жрущего масло, аппарат требовал многовато подсоса - вот и вышло это дело боком. Выкрутил, почистил - завелась. Сел... но не поехал. Заклинило колесо. Вышли боком новые барабаны - как правило, их с самого завода не меняют, девятка с пустым багажником и без пассажиров тормозит в основном передом, разница не чувствуется. Но на старых с серьезной выработкой проблемы с ручником начинаются гораздо раньше, вот и решил поменять. Опять сорваная гайка, барабан не снимается, и приходится растягивать ручник в полевых условиях, без ямы - то еще удовольствие.
Приключение №5: переобулся, содрал тонировку с заднего стекла, во избежание - до сих пор ездить задом не особо умею, паркуются у нас как коровы в стойле, а девяточный бампер штука опасная, в чем имел возможность лично убедиться. Да и ночью обора назад нет никакого. Вообще, тонировка - ЗЛО, лучше шторки.
Приключение №6: постоял в пробке, словил перегрев бензонасоса (тогда еще не знал, что это за зверь и с каким большим прибором). Жара, 300 метров за 20 минут - многовато. Сначала просто глохла, потом встала вообще. Спасибо доброму человеку на "семерке" - додтянул до сервиса. Там мне с умным видом сломали иглу в ЭМК - "бензин у нас дрянной, так будет лучше". Попутно давануло тосол, протянул хомуты, долил.
Потом съездил почистить карбюратор (тупо химией залили, даже не снимая), и новый ЭМК поставил. Через некотрое удалось попасть к номальному "труЪ- олдскул гуру карбюраторов" (аж по записи), он сказал веское "фи" и огорошил меня вердиктом - карб- то от "Нивы". Как я потом нагуглил, их ставят, чтобы добавить динамики. А на "Волгу", к примеру, ставят девяточные - чтоб меньше ела. И если баржа после такого изврата просто перестает тянуть, с зубилом все сложнее - на верхах действительно тянет получше, а холостые становятся неровными, плюс расход больше и не понятно, что там с CO. Ну да и ладно, холостые выставлены, техосмотр пока не нужен, с моей ездой разницы не видно - приучили к плавности.
Приключение, пожалуй, последнее: когда начал много ездить в конце дачного сезона, снова забеспокоил стартер. К некритичным мелким глюкам электрики уже привык - монтажный блок расположен настолько неудачно, насколько это вообще возможно, но тут пришлось снимать стартер, нести домой и перебирать. Ничего не менял, просто помыл- прозвонил- почистил- собрал. С тех пор заводилась всегда.
Кстати, особенность девятки - ремонтопригодность. На движке вообще все снимается сверху, без ямы.
Салон и прочее:
Меня устраивает. Все под рукой, пластик на ощупь лучше, чем, к примеру, в "Логане". Единственное, чего реально не хватает, чисто из опыта - подогрева зеркал. Тахометра на низкой панели тоже нет, но он не критичен. Ну и гремела б поменьше - вообще цены бы не было. Кресла удобные, усталости на дальняках не было ни разу. Регулировки руля нет, но при моем росте (175 см.) хватает регулироки кресла. Обзорность вперед нормальная (но край капота не видно, приходится на маневрировани наклоняться вперед), назад - приемлимая (если без тонировки). Обзорность через зеркала хорошая, но реглировать иногда приходится кустарыными способами - отлетают ручки. Благо кроме меня никто не ездил, один раз выставил под себя и забыл.
По началу думал, что не работает подсветка приборов - оказалось, там яркость с регулировкой, все как у людей. Печка холодноватая, но вентилятор отопителя - жесть (и по мощности, и по уровню шума).
Не помешал бы мелкий спойлер для обдува вечно пыльного заднего стекла, но руки не дошли поставить.
Управление:
Руль легкий, точный, довольно информативный. Гидроусилитель нафиг не нужен, впрочем, как и на любых других легковых, вплоть до Волги (сейчас праворульщики меня линчуют). Дорогу держит хорошо. Коробка легчайшая, переключается тремя пальцами, но пятая немного далековато, и не помешала бы блокировка задней скорости - она рядом с первой, можно перепутать (на более поздних моделях, кстати, сделали - нужно "топить" рычаг вниз).
Подвеска:
Брякает. Ездил на "семерке" - классика реально мягче, в том числе из- за развесовки, а у девяток все впереди и пустая корма на ухабах взлетает. Ну и отделка добавлет звуков, естесвенно. Старался объезжать ямы, изучал всякие фокусы вроде короткого нажатия на тормоз за полметра до "лежачего полицейского" - вроде помогало, да и подвеска не так уродуется, дороги местами жесть. Но если попадался нормальный асфальт - тишь да гладь, только ветер свистит в уплотнителях, зараза...
Клиренс достаточен, даже лучше, чем у некоторых паркетников. Бампера высоко, бордюры не цепляют.
Динамика приличная, по крайней мере порожняком, японцасреднебородатых годов да с автоматом с места дернуть можно. Но специально не пробовал, просто когда привыкал к машине, пару раз "топнул" сдуру, благо на пустой дороге. А так не люблю я это дело.
По максималке - выше 120 км/ч не разгонял, и то на обгонах по трассе.
В общем ощущение от езды - не уважают. У нас вообще колхоз, приезжие из соседних регионов нашей необятной Родины очень быстро расходуют весь запас матерных слов и рулят молча, скрипя зубами от злости. А теперь представьте, что думает средний паркетник тысяч за четыреста, когда перед ним перестраивается бородатая девятина с клеймом чайника на заднем стекле... Вот то- то. Чайник на старом ВАЗе - очаг аварийности, даже если не бьется сам - слишком много желающих самоутвердиться за его счет и показать, "как надо". В общем, к обгонам через карман автобусной остановки на полной скорости я в итоге привык - пусть бьются, если им охота, главное самому не влететь.
Ездил много - то к другу через весь город, то на дачу, то перевозил кого из родственников с кучей барахла - аппарат неприхотливый, влезает много. Вообще с тех пор я сторониик пятидверных кузовов - они гораздо практиченее. Кресла складывать не пробовал, тупо застилал чем- нибудь и грузил то, что не пачкается. Хрупкие вещи удобнее вниз, между рядами сидений - гарантированно не упадут.
Проездил бы и больше, но начали ржаветь двери (еще одна девяточная болезнь), да и гниль на передке прогресировала, хотя внешне и не особо заметно. Думал подделать да продать, показал знающему человеку. Вердикт был - баш на баш и выйдет, а то и потеряешь, продавай так.
Скинул серьезно, и продал себе в убыток, но быстро ушла. И подруга тоже ушла, опять - как начинаю покупать/продавать машину, от меня уходит очередная барышня, это уже похоже на закономерность...
Отзыв пишу сильно после описываемых событий, потому и фотографий нет. Впрочем, кто не видел девятку?
Сейчас нахожусь в поиске, езжу по авторынкам, вкладку с "дромом" вообще не закрываю, но денег у меня, в общем- то, столько же, сколько и было год назад, первоначальный план "поднакопить и разменять в плюс" пошел коту под хвост. Но я худо- бедно научился ездить, машина не дала мне забыть те мизерные навыки, какие сейчас дают в автошколах. Сделай я перерыв на год - поднакопить - забыл бы все что можно.
В чем- то это был важный этап моей жизни - впервые я захотел чего- то крупного и сам этого достиг, наловил дорожных приключений на свою посадочную точку больше, чем за всю предыдущую жизнь, стал кому- то нужен. Узнал об автомобилях больше, чем хотел бы знать любой нормальный человек. Поверил в себя, наконец. Все это не измерить деньгами. И не будь этой девятки - не знаю, как все сложилось бы. Прошлое не терпит слова "если", но в целом могу сказать, что не жалею. Начни я с "японки" - моргал бы аварийкой, как тот Лексус из анекдота про пинание колес и протирку лобового стекла. На машины теперь по- другому смотрю, понты и навороты больше не интересуют, ценю только практичность и удобство.
Кстати, бросил пить. Вообще. Каждый день за рулем, промиллей должно быть по нулям. А курить и так не курил. Все- таки есть от машины польза: D
Что дальше? Видимо, будет вазовская же "классика", за такую цену передний привод лучше не брать - одни дрова. Хочу инжектор, конечно, но тут уж как повезет. А еще, чего с той машиной так и не сбылось - "помеху справа" посимпатичнее, и рвануть на дачу;-)
Мечтать не вредно, но только если ты если не отращиваешь пивной живот на диване, а готов работать. Чего и вам желаю.