Zenkevich.ru Тест-драйв Baker Electric 5 Victoria
Zenkevich.ru Тест-драйв Baker Electric 5 Victoria
Всё новое - это очень хорошо забытое старое, причем настолько забытое, что когда звучит фраза "электромобиль 1908 года", на тебя могут смотреть, как на полоумного.
Было время, когда электромобили боролись за место под солнцем с бензиновыми "вонючками", которые вечно ломались и паровыми "монстрами", которые пока заведешь и прогреешь, день закончится, а тут - и изящество, и простота в эксплуатации.
Внешний вид автомобиля просто роскошен. Это фантастический экипаж, настоящая самодвижущаяся карета. Наверняка, когда Жюль Верн видел подобные автомобили, он чувствовал себя пророком.
Изящество во всём, ни капли простоты. В каждом элементе - аристократизм и завершенность. Конструкторы стремились к совершенству, и было зачем. В начале прошлого века в США электромобилям принадлежало 38% рынка.
В то время всё было одинаково, и конструкция автомобилей была однообразной: мосты, рама, а кузов мог быть любым. Кстати, крылья в данной модели - кожаные. Фирма Baker Electric выпускала множество различных кузовов - как открытых, так и закрытых.
В данном обзоре - купе, открытый конный экипаж без тех самых коней. Анахронизм или дань традиции? Например, фонари внешне напоминают карбидовые осветительные приборы, сверху даже имеется фальшивая вентиляция. Но внутри стоит лампочка.
Крыша складывается. Кожаный диван настолько фактурный, что хочется не сидеть на нем, а просто трогать. С одной стороны - аскетизм, а с другой - что может быть вообще в электромобиле? Вольтметр и амперметр, но всё такое дорогое, продуманное.
Вернемся к подвеске. Старые добрые рессоры, чугунные мосты, задний - с редуктором. Аккумуляторные батареи находятся под передним и задним капотами. Установлены они в деревянных ящиках. Согласно одной из легенд, на заправках, когда аккумуляторы разряжались, их можно было вынуть и на их место поставить уже заряженную батарею, что существенно упрощало эксплуатацию автомобиля.
Фирма Baker Motor Company была основана в 1899 году и успешно создавала электромобили. В те годы не было газеты, где бы не рекламировался электрический самоход. В данном обзоре - Baker модель 5 Victoria 1908 года выпуска.
Заводим двигатель, включаем 1-ю скорость и едем. Бесшумная коляска, маленький электрический троллейбус, слышен только гул резины и жужжание моста, посторонних звуков больше нет. Иногда только поскрипывают рессоры и кожаный диван.
Управление довольно странное - шесть скоростей вперед, две назад, две педали тормоза: одна из них - на задние барабанные тормоза, вторая - на шкив электродвигателя. Радиус поворота - более, чем неудобный, так как слишком мал, и управлять автомобилем "кочергой" - довольно странное ощущение.
Механические тормоза, конечно, останавливают, но весьма условно. Кстати, Томас Эдисон именно такую купил себе, как первый автомобиль, а затем разработал для компании аккумуляторы. Скорость не очень велика - немногим больше 20 км/час. Приёмистость зависит от зараженности батареи.
Самыми благодарными покупателями данных автомобилей были женщины. А что может быть проще: сел и поехал?
С обслуживанием проблем не было во многих городах. Были электрические заправочные станции, а кое-где можно было поменять сами аккумуляторы и продолжить движение дальше.
Но прогресс шел быстро, и бензиновые автомобили в конечном итоге победили. Они стали надежнее и практичнее, а главное - дешевле. Baker Electric просуществовал до 1914 года, а затем был поглощен другой компанией. Из-за плохого качества металла до наших дней сохранилось крайне малое количество электромобилей различных фирм. Львиная их доля - естественно, в Америке. В России их всего три.
Генри Форд - человек, посадивший Америку на колеса, но окончательно убивший электромобили. Вот вам и прогресс!
Смотреть видеоверсию тест-драйва Baker Electric 5 Victoria с Иваном Зенкевичем: