Fiat Grande Punto//Дитя кризиса
Fiat Grande Punto//Дитя кризиса
Они вели себя с достоинством. Как встарь, фиатовцы провели презентацию с размахом, пригласив в Турин без малого тысячу журналистов. О кризисе напоминала лишь горстка людей, раздававших перед входом в олимпийский ледовый дворец (в феврале в Турине стартует Олимпиада-2006) листовки с мольбой не лишать их работы. А во дворце был мэр Турина, были Шумахер и Баррикелло, был глава Fiat Auto Серджио Маркионе, был Лука ди Монтеземоло — харизматичный босс Ferrari, возглавивший недавно группу Fiat. И были прекрасные речи — о славном прошлом и скором возрождении Фиата. А еще был новый Fiat Punto, точнее — Fiat Grande Punto, большой Punto: очередная надежда оказавшегося на краю пропасти итальянского автогиганта.
«Кто-то из журналистов мне сказал, что новый Punto напоминает Maserati. Мне нравится это сравнение. Еще и потому, что Maserati — это пример возрождения». Монтеземоло закончил свою речь, и зал взорвался овациями.
Жаль, что на «ездовое» знакомство с новым Punto отвели всего пару часов. Мизер! Одних только моторов шесть, а еще — четыре уровня базового оснащения (Active, Dynamic, Emotion и Sport), трех- и пятидверные кузова, 12 вариантов отделки интерьера...
Дизельные машины в мгновение ока разобрали проворные коллеги из Западной Европы, и мне пришлось довольствоваться трехдверкой с 77-сильным восьмиклапанным бензиновым мотором объемом 1,4 л.
Не такой уж он и Grande, этот Punto! Да, он длиннее, выше и шире предшественника, но назвать его «межклассовым переростком» нельзя: вполне типичный современный представитель сегмента В. А слово Grande — лишь удачный заменитель слова «новый», чтобы не перекрывать кислород Punto предыдущего поколения: он будет выпускаться еще по меньшей мере год.
Благодаря характерно растянутым фарам Punto и впрямь напоминает Maserati. Но отчего такой унылой получилась мордаха? Очевидно, что маэстро Джуджаро и его команда из студии ItalDesign задумали наградить машину большой разверстой пастью, чтобы это был даже не Grande Punto, а Piccolo Maserati. Но «пасть», оказавшись рассеченной широкой, окрашенной в цвет кузова полоской бампера, распалась на две сдавленные, невыразительные полуулыбочки. Просмотрели? Дизайн вошел в противоречие с требованиями безопасности? Благо, хоть в профиль Grande Punto смотрится отлично, а функционально бесполезные треугольные стеклышки перед передней стойкой отлично работают на динамичный образ, придавая завершенность обводам всех стекол.
То, что Punto построен на платформе, разработанной совместно с концерном General Motors, вовсе не значит, что на примере Punto можно судить о повадках грядущей Корсы: у Punto свой, особенный характер, и проявляется он с первых же километров. Даром что жесткость нового кузова доведена до рекордных величин, воспринимается автомобиль как резиновый. Этим, между прочим, отличался и предыдущий Punto. Все реакции обволакивающе эластичны, будь то отклики на газ, повороты руля или на дорожные неровности. В Punto есть женственность. Это увлекает и нравится, но лишь до той поры, когда нужно совершить быстрый, решительный маневр. И тут «мягкость» Punto уже оборачивается капризной манерностью. Автомобиль кренится, упирается, а уж затем с удвоенным энтузиазмом шарахается в нужную сторону. Дело усугубляет электроусилитель рулевого управления. По сравнению с предыдущим Punto или со Stilo — явный прогресс: появился хоть какой-то намек на реактивное действие. Но оно по-прежнему «синтетическое», неестественное. А уж включаемый специальной кнопкой режим City, когда руль вообще становится невесомым, ничего, кроме раздражения, не вызывает.
Интерьер понравился. Не беда, что нет какой-то яркой, объединяющей идеи: это вполне компенсируется смелостью колористов и качественными материалами. Мне вот, например, достался автомобиль с оранжевыми панелями. Бодрит!
А что активно не нравится, так это обилие современных систем. Про электроусилитель я уже сказал. Восемь подушек безопасности? Ладно, пускай. Но зачем этой крохе, обреченной толкаться по запруженным закоулкам европейских городов, круиз-контроль? Конечно, коль тебе не нужен круиз-контроль, можешь его и не заказывать — так поступят по меньшей мере девять покупателей из десяти. Но зачем было тратить массу дефицитных денег на разработку системы, на отладку сборочных операций на конвейере? Чтобы ошарашить покупателя самым длинным списком дополнительного оборудования? Доказать, что по оснащению крохотный Фиатик не хуже Мерседеса? А может, как нынче любят отмахиваться от навязчивых журналистов, «так захотел потребитель»? Но если практикантка из маркетингового агентства спросит представителя «целевой группы», хотел бы тот иметь в своем Фиате ванну-джакузи и массажный кабинет, то он, представитель, скорее всего, ответит «да». Но затем он и близко не подойдет к нелепому фитнес-центру на колесах! Потому что если не понимает, то чувствует: прелесть итальянских автомобилей — в их элегантной, теплой и дружелюбной простоте. А что до электронных наворотов, то у тех, кто уже имеет кое-какой опыт общения с итальянскими машинами, это вызовет лишь настороженность. Так ведь нет! Аудиосистема со 100-ваттным сабвуфером, парктроник, датчик дождя, система контроля давления в шинах, система противоскольжения, электронное распределение тормозных усилий, ESP, ключ-открывашка, как на Мерседесе… Но, хоть убей, не сделает все это из Фиата Мерседес. И не это вытянет концерн из кризиса.
Затем я пересел на дизельный, самый мощный Punto — 130 сил! Здорово. То ли дизель настолько хорош, то ли иначе настроены подвески, но Grande Punto словно встряхнулся — стал цельным, собранным, быстрым. Полчаса отличного итальянского настроения.
А потом вновь стало грустно.
Из России Fiat практически ушел. Будем надеяться, что не навсегда. Но Grande Punto — не лучшее оружие в походе на Восток. Доступным, особенно на фоне иномарок российской сборки, Fiat Punto не станет — он ведь Grande, и даже в Западной Европе за него будут просить не менее 11—12 тысяч евро. Нельзя рассчитывать и на кредит доверия к марке: нет его, этого кредита. Значит, придется все начинать заново. А для этого Фиату нужен предельно простой, надежный и функциональный автомобиль. Например, такой, как Renault Logan. Или такой, каким мог стать, да не стал «всемирный» Fiat Palio. И чтоб было не дешево и сердито, а простенько и со вкусом. В былые годы итальянцы умели делать такие автомобили лучше всех в мире. Главное, чтоб под напором ушлых маркетологов они не успели этому разучиться, не растеряли самого главного.
А кризис… Кризис — отличное лекарство. По крайней мере, до той поры, пока еще есть силы отделить злаки от плевел и не дать вчерашним друзьям и партнерам заклевать себя до смерти. Похоже, что Лука ди Монтеземоло этого не допустит. Даже несмотря на проигрыш Ferrari в нынешнем сезоне Формулы-1. Это ведь тоже закаляет.
Источник: Газета "Авторевю" [21/2005]
comments powered by HyperComments