Geely Otaka // свердловско-китайский бросок на рынок автомобилей эконом-класса
Geely Otaka // свердловско-китайский бросок на рынок автомобилей эконом-класса
Буквально через несколько недель на российский автомобильный рынок начнет поступать новая марка седанов класса «В» с китайским прошлым — Geely Otaka. 5 июня их начали производить на новоуральском заводе ЗАО «Автомобили и моторы Урала». И при цене в 272 тысячи рублей за базовую комплектацию и массе дополнительных опций этот автомобиль способен создать серьезную конкуренцию в сегменте автомобилей эконом-класса.
Как уже сообщало АПИ, в этом году на новоуральском заводе будет выпущено 17 тысяч Geely Otaka, в 2008 — уже порядка 30 тысяч, а через 2-3 года — 50-60 тысяч машин. В ближайшие 2 месяца, пока технология сборки из китайских машинокомплектов будет еще отлаживаться, на заводе планируют выпускать по 500 машин в месяц, потом по 1000, а уже к середине осени — по 1500-2000 автомобилей.
Большинство из них (порядка 70%) на первых порах будет собираться в самой недорогой — базовой комплектации. Она включает в себя кондиционер, гидроусилитель руля, передние и задние электростеклоподьемники, зеркала с электроприводом. Еще 15% автомобилей будет выпускаться в средней комплектации, предполагающей установку двух передних подушек безопасности. Оставшаяся часть — 15% — будут производить в топовой комплектации — с ABS. При этом, по словам генерального директора дистрибьютора марки Geely в России — холдинга «Инком-авто» Владимира Франке, разница в стоимости между базовой и максимальной комплектацией не превысит 30 тысяч рублей.
Стоит к этому добавить, что все Geely Otaka будут производиться в кузове «седан», оснащаться 1,5 литровым двигателем мощностью 94 лошадиных сил и механической 5-ступенчатой коробкой передач. Позже, обещают производители, появится и автоматическая КПП.
Однако это все общая информация. Если говорить о впечатлениях, которые производит автомобиль, то они далеко неоднозначны. В первую очередь стоит отметить дизайн автомобиля. Эксперты, присутствовавшие на тест-драйве первой новоуральской Geely Otaka, говорили о внешнем сходстве автомобиля с «Mersedes E-Сlass», «Skoda Octavia», «Hyundai Elantra», «Mitsubishi Lancer».
Действительно передняя часть автомобиля формой решетки, передних крыльев и сдвоенными овалами передних фар отдаленно напоминает «Mersedes». С другой стороны задняя часть с трапециевидными фарами смахивает на «Skoda Octavia» или «Mitsubishi Lancer». Но ведь с таким же успехом можно было бы сравнивать разные элементы машины с чертами еще 10-15 наиболее популярных автомобилей.
На мой взгляд, Geely Otaka абсолютно не производит впечатления копии какой-то популярной европейской или японской машины. Внешний вид автомобиля свидетельствует скорее об оригинальной дизайнерской мысли, чем о каком-либо заимствовании. В целом же Otaka скомпонована так, что производит впечатление одновременно элегантного и вместительного автомобиля. При этом, рассказал АПИ гендиректор ЗАО «АМУР» Павел Чернавин, этот автомобиль был построен китайцами на платформе Toyota Yaris. И на этом все заимствования исчерпаны. Даже двигатель, коробка передач и система ABS у Otaka являются собственной разработкой инженерных центров корпорации «Geely».
Положительное впечатление производит и дизайн салона. В первую очередь бросается в глаза панель приборов популярной округлой формы. Она выполнена из пластика двух цветов с «затопленными» в специальных овальных формах датчиками. К сожалению, отталкивающее впечатление производит широкая консоль. Ее пространство слабо использовано. Несколько маленьких кнопок, в том числе и аварийной сигнализации, «размазанных» по консоли только усиливают впечатление пустоты. К тому же, не понятно по какой причине в середине консоли зияет изрядная дыра. Как объяснили сотрудники новоуральского, это место предусмотрено для автомагнитолы. Однако по судя по размерам свободного пространства хватит на установку небольшого автомобильного телевизора или GPS-навигатора с экраном. К тому же пока это место не занято его логичнее было бы прикрыть какой-нибудь пластмассовой вставкой.
Кроме того, салон автомобиля оборудован несколькими емкостями для различных вещей. Это и перчаточный ящичек, это и подлокотник с вещевым отсеком между передними сиденьями, это и отделение для очков, размещенное с левой стороны над головой водителя. Неплохо продумано и жизненное пространство для пассажиров на заднем сидении. Даже при максимально отодвинутых передних сиденья они никак не мешают сидящему сзади человеку ростом 190 сантиметров. Во время тест-драйва это было проверено на практике.
В заднюю часть торпеды вмонтирована пепельница — это несомненно смогут оценить курящие пассажиры, расположившиеся на заднем сиденьи. Над задними дверями вмонтирована подсветка — такое ощущение, что это сделано специально для пассажиров такси. Света от лампочек как раз хватает, чтобы отсчитать деньги и расплатиться с шофером за поездку. Действительно, это подозрение подтвердил вице-президент компании «Джили Холдинг Групп» Чжао Цзе. Он рассказал, что на его родине Geely Otaka (в КНР она производится под именем Geely CK) часто используется как такси.
Автомобиль обладает и очень просторным багажным отсеком с заранее продуманными местами под инструменты, небольшой ремнабор и полноценное запасное колесо. Правда крышка багажника открывается недостаточно широко. Это затрудняет погрузку и выгрузку — приходится постоянно следить за тем, чтобы не ударится о ее кромку головой. К слову сказать, замок капота инженерам следовало бы сделать тоже мощнее, уж больно он на вид «хлипкий».
На удивление Geely Otaka очень неплохо показал себя во время тест-драйва: продемонстрировал быстрый разгон, эффективное торможение и четкий отклик на повороты руля. Однако мотор даже на невысоких оборотах шумит достаточно сильно. Пожалуй, его слышно даже лучше, чем двигателя отечественных переднеприводных машин. Немного стоит попенять и на определенную задумчивость при переключении на 3 и 4 передачи.
В целом Geely Otaka произвела неплохое впечатление — он действительно способен составить хорошую конкуренцию российским переднеприводным «ВАЗам», украинским Chevrolet Lanos, а также дешевым комплектациям Renault Logan, Fiat Albea и Hyundai Accent. Но все это только в том случае если автомобиль сумеет на российских дорогах доказать качество своей сборки, а компания дистрибьютор — создать разветвленную дилерскую сеть, решить вопрос с доступностью запчастей и автосервисов, способных отремонтировать машины.
Как отметил Чжао Цзе, Geely CK очень популярен в северных районах Китая, которые по своим климатическим условиям похожи на Россию. К тому же в компании действует стандарт, по которому все автомобили этой марки должны без серьезных поломок ходить порядка 100 тысяч километров. Владимир Франке уточнил, что сейчас в России на Otaka будет действовать гарантия 60 тысяч километров пробега или 2 года эксплуатации. Однако уже сейчас прорабатывается вариант по расширению сроков гарантии до 100 тысяч километров пробега или 3 лет эксплуатации.
Большое внимание в «Инком-авто» обещают уделить и формированию дилерской сети Geely в России. На сегодняшний день выбрано около 20 дилеров — это Москва, это Санкт-Петербург, это Екатеринбург и еще несколько крупных городов. Речи о создании монобрендовых центров пока не идет — продавать Otaka начнут в специально выделенных под бренд зонах шоу-румов вместе с другими китайскими и корейскими автомобилями. Правда, работу с клиентами в «Инком-авто» намерены организовать на современном уровне с тест-драйвами для желающих, наглядной печатной информацией и рекламными видео-роликами.
«Более разветвленную сеть не строим, так как нужно сначала организовать качественное обслуживание автомобилей. Учитывая опыт вывода на российский рынок «Cherry» наши усилия сейчас направлены на то, чтобы сначала создать производственную базу и базу запчастей»,— рассказал Владимир Франке.
Уже сейчас в Москве строится центр запчастей, где будет храниться порядка 8 тысяч наименований деталей или 97-98% от всего числа комплектующих для Geely Otaka. Позже, пообещал Владимир Франке, аналогичные склады появятся и в регионах. В Москве же начал работать и учебный центр для представителей дилерских центров. «Дистрибуция будет строиться следующим образом — мы выбираем дилера, он сначала проходит обучение, закупает необходимый лот запчастей, и только после этого он начинает продавать автомобили. При этом пока не создана эффективная логистика поставки запчастей основное требование к партнерам — они должны творчески подходить к вопросам обслуживания, а не ждать готовых решений от дистрибьютора»,— уточнил глава «Инком-авто».
К сожалению, пока это все находится на уровне проектов. И о доверии к автомобилю в России можно будет говорить не ранее, чем через 5-6 месяцев, когда сборочное производство будет отлажено, а дилерская сеть приобретет более или менее внятные очертания. К этому же моменту определятся шансы завода по получению режима промышленной сборки.
«Идеальный вариант — когда мы согласовываем нашу программу с Минпромэнерго РФ, подписываем соглашение с Минэкономразвития РФ и получаем режим промышленной сборки. Сейчас мы по этому пути и движемся,— рассказал директор «АМУР» Валентин Вертипрахов.— На недавнем заседании Правительства РФ наш вопрос попал в итоговое постановление и дано поручение министерствам, совместно с правительством Свердловской области доработать заводской бизнес-проект и рассмотреть вопросы его согласования. Мы планируем получить это согласование уже в июле».
При пессимистичном варианте развития событий, когда согласование пройти не удастся, на заводе не намерены прекращать сборку Geely Otaka. Просто все детали автомобиля, как это сейчас и происходит, будут поставляться из Китая. «Ни о какой местной локализации производства 30% запчастей речи просто не будет. Это нам не выгодно»,— подчеркнул Павел Чернавин.
При пессимистичном варианте развития событий, когда согласование пройти не удастся, на заводе не намерены прекращать сборку Geely Otaka. Просто все детали автомобиля, как это сейчас и происходит, будут поставляться из Китая. «Ни о какой местной локализации производства 30% запчастей речи просто не будет. Это нам не выгодно»,— подчеркнул Павел Чернавин.
Максимум на что намерены пойти представители «АМУРа» это в течение ближайших 12 месяцев освоить процесс сварки деталей кузова. Пока же китайские седаны поступают разобранными на 50 частей. В Новоуральске, по сути, отлаживают двигатель и прикручивают колеса с подвеской — то есть реализован самый простой способ дешевого ввоза иномарок в Россию. Станет ли это толчком к развитию свердловского автомобильного производства и суждено ли сбыться расчетам заводчан на высокую конкурентоспособность Geely Otaka — покажет ближайшее будущее.
© Игорь Пушкарев, АПИ
comments powered by HyperComments