Nissan Patrol // Профессионал
Nissan Patrol // Профессионал
Тест Nissan Patrol совпал с той невероятной январской оттепелью, которая побила все температурные рекорды за сто двадцать лет. В мире Patrol тоже оттепель - шестая генерация легендарного внедорожника заметно помолодела, но профессиональные корни остались прежними.
Да-да, мы уже знакомили вас с обновленным Nissan Patrol после поездки на его европейскую презентацию. Но одно дело - полдня культурно покататься по склонам Везувия и совсем другое - не торопясь испытать новинку в условиях российской действительности. Да у нас в пределах МКАД больше офф-роуда, чем во всей Европе вместе взятой! А уж если чуть отъехать в область... Впрочем, вы и сами все знаете.
По сути своей Nissan Patrol - представитель славной когорты «профессиональных» классических внедорожников, весьма редких в наше время. Ну-ка, вспомните серийные полноприводные автомобили с парой неубиваемых неразрезных мостов, трансмиссией Part-time, наглухо замыкаемыми с помощью спецключа ступичными муфтами, отсутствием вмешивающейся в управление электроники, кроме ABS, и наличием механической блокировки дифференциала заднего моста. Что-то не приходит ничего на ум! Даже брутальный Defender сдался на милость противобуксовочных систем... Так что наш Patrol в сонме синтетических внедорожников выглядит как динозавр в стаде млекопитающих.
И посмеиваются над ним, и обгоняют - но только пока ровная дорожка не закончится. Вот и у нас под колесами перестал шуршать асфальт. Теперь только песок, камни и блокировка заднего дифференциала. Впрочем, перед штурмом бездорожья, пока все целое и чистое, обойдем Patrol, заглянем ему под брюхо, под капот и полазаем по салону. И кузов, и интерьер решительно изменились. Рестайлинг затронул все без исключения панели кузова, кроме крыши. Самыми броскими из новых черт стали четко выделенные расширители колесных арок, фирменная фальш-решетка радиатора и оригинальные подковообразные блоки головного света. Конфигурация распашной пятой двери сохранилась, равно как и запасное колесо, подвешенное на ней, находится на своем месте. Еще на двух менее заметных деталях кузова хотелось бы остановиться особо. Вернее, не на деталях, а на элементах внешнего обвеса: это порожки и передний бампер. Первые интересны тем, что, будучи вполне функциональными, они не выступают за габариты кузова и в то же время создают достаточную защиту при поездках в узких местах, скажем, в лесу. А передний бампер знаменателен своей модульной конструкцией.
Нижняя центральная часть сделана съемной, а значит, повредив ее, не придется менять элемент целиком. Как и все в Nissan Patrol, решения эти просты и функциональны. Если в случае с внешним видом дизайнерам удалось сохранить преемственность, то оформление интерьера ничем не напоминает прежние Patrol. Следуя за современной тенденцией к визуальному удорожанию интерьера, Nissan решительно отбросил стереотипы, делающие салон Patrol скорее функциональным, нежели стильным и богатым. Впрочем, дизайнеры подошли к переоформлению «витрины» с изрядной долей здорового консерватизма, что само по себе очень неплохо. То, что уместно на легкомысленных X-Trail и Primera, неприемлемо для серь-езного и по-своему элегантного Patrol. Поэтому в салоне вы не найдете футуризма и дешевых материалов, зато в качестве отделки и во взвешенности стилевых решений сомневаться не приходится. Одно плохо - к нам по-прежнему не поступают автомобили со встроенным мультифункциональным дисплеем, который является центром информационной и развлекательной жизни на борту внедорожника. Одна только фирменная навигация Bird-View дорогого стоит, но, увы, нет ее. Да и акустика откровенно не тянет на Hi-Fi, хотя шестидисковый CD-чейнджер - это здорово. Впрочем, магнитола лучше всего озвучивает... кассеты, а вот тюнер с довольно высокой степенью избирательности недостаточно чувствителен даже для Подмосковья. Зато климатическая установка с простым и понятным алгоритмом управления оказалась просто-таки ядерным реактором, прогревая салон за считаные минуты и полностью исключая запотевание окон, столь характерное для больших SUV в холода.
Водительское и штурманское кресла оказались с сюрпризом. На вид они вполне спортивны с явной боковой поддержкой спинки и бедер, а на поверку выяснилось, что при обычном прямолинейном движении они кажутся американскими, причем даже более американскими, чем, например, на Chevy Tahoe. Однако стоит войти в поворот, как обнаруживается боковая поддержка - просто она решена ненавязчиво и без нужды на ребра не давит... Вдобавок, судя по размеру кресел, их шили с расчетом на сборную по сумо - в меру упитанному мужчине в самом расцвете сил и в пуховой куртке будет не тесно. Посадка водителя не слишком вертикальная, но габариты капота видны неплохо. Регулировок кресла по трем плоскостям вполне достаточно, у рулевой колонки, правда, можно лишь изменить наклон. Я слышал жалобы, что руль перекрывает показания приборов, но как ни вертел его, не нашел ни одного положения, при котором участка какой-нибудь шкалы не было бы видно.
В салоне три ряда кресел, но если второй вполне комфортен, особенно для двух пассажиров, то третий, как это часто бывает, «детский».
Можно сложить оба ряда, причем самый задний убирается вверх и вбок и буквально подвешивается к потолку. В результате получается довольно объемная грузовая платформа - увы, не ровная, со ступенькой в районе дверей. Погрузочная высота не велика, а отсутствие откидывающегося борта и вовсе сводит манипуляции с багажом к разряду приятных развлечений. Кстати, Nissan подсчитал, что до 40 процентов Patrol, которые продаются в мире, - трехдверные. Новое поколение также получит короткую версию, но в Россию, вероятнее всего, она поставляться не будет.
На асфальте Nissan Patrol может порадовать разве что любителя классических автомобилей. Его тяжеленные неразрезные мосты передают на кузов основательные толчки, хотя мелкие неровности не в состоянии поколебать их. Энергоемкость подвески заслуживает высших баллов, однако никому не советую повторять наши эксперименты с прохождением препятствия а-ля «лежачий полицейский» на разных скоростях. Уже после 50 км/ч корму подкидывает так, что становится страшно за сохранность лежащего в багажнике ящика с пивом. У нас его, конечно, не было, но вполне мог бы быть. Очень быстро Patrol учит дисциплинированности и на скользком покрытии. Спровоцировать занос просто, а вот поймать потом тяжелую машину тяжело. Быстрые повороты - также не самая сильная черта этого Nissan. На длинных, быстрых виражах автомобиль не демонстрирует пугающих кренов, но попадающие под колеса неровности вызывают попытку «переставиться». Увы, чудес не бывает - по управляемости профессиональному покорителю офф-роуда далеко до внедорожников с независимой подвеской и реечным рулевым управлением. Впрочем, надо отдать ему должное - при обычной езде в нормальных условиях Patrol демонстрирует вполне покладистый характер. Что касается торможения и разгона, то с этим все в порядке. Шестицилиндровый рядный 4.8-литровый двигатель мощностью 245 л. с. и крутящим моментом 400 Нм легко разгоняет Nissan до сотни за десяток секунд. В городском потоке можно держаться в первых рядах, но расплачиваться за это придется расходом топлива, достигающим в городском режиме уровня 25 литров на сто километров. Максимальная скорость по заводским данным составляет 190 км/ч, а на самом деле после 150 км/ч ехать на Patrol неуютно.
Совсем другое дело - бездорожье. Хотя, разумеется, у стандартного Nissan Patrol есть масса ограничений по внедорожному применению. Он тяжел, довольно велик, у него длинная колесная база, задний свес... Однако, говоря о Nissan и офф-роуде, нельзя не вспомнить его триумфальные выступления на ралли-марафонах «Париж - Дакар», где свою первую победу он завоевал еще в 1984 году и как раз в категории серийных автомобилей. Решив почувствовать себя Пескароллами, мы выбрались на песчаные просторы карьера и дали себе и машине волю. Знаете, давно я не получал такого удовольствия, носясь по изрезанной колеями, буграми и ямами в полколеса «пустыне». Временами все четыре колеса отрывались от поверхности, но управление, по моим ощущениям, не терялось ни на секунду. Жестко подключенный передний мост придал Nissan заведомо недостаточную поворачиваемость, так что рулем покрутить пришлось.
Усилитель очень мощный, само рулевое колесо обтянуто неплохой кожей и совсем не скользит в руках. Количество оборотов руля «от отбоя до отбоя» примерно 3.4, но это не мешает даже на бездорожье вести машину очень точно. Закончился наш персональный «Дакар» тем, что я влетел правым передним колесом в яму и разбортировался. Пришлось ставить «запаску», что было делом совсем несложным. Труднее всего оказалось найти что подложить под штатный винтовой домкрат и снять защитный чехол запасного колеса, не надорвавшись. Жесткий чехол расклинивается в пазах боковин, и чтобы его открыть, нужно внешнюю часть повернуть на несколько градусов относительно внутренней. А поверхность идеально гладкая, ухватиться абсолютно не за что, кроме небольших выштамповок с покатыми краями. Словом, половину времени, ушедшего на замену колеса, пришлось потратить на злосчастный чехол.
Езда по камням и пересеченной местности не представляет собой никакой проблемы, если вы хорошо чувствуете габариты автомобиля и пределы сцепления колес. Жесткая связь мостов и блокировка заднего дифференциала позволяют не задумываться о вероятности потери каким-либо из колес твердой опоры. Тем не менее отключаемый стабилизатор задней подвески в большинстве случаев является полезной опцией, причем не только на сильнопересеченной местности. Даже просто на бугристой дороге, где обычный внедорожник трясет и болтает, Patrol может ехать довольно плавно, стоит отключить стабилизатор. Следует лишь помнить, что по достижении скорости 20 км/ч он снова замкнется. Отключенный стабилизатор не только добавляет комфорта на бездорожье, но совместно с блокировкой помогает не застрять на слабонесущих поверхностях, где чрезвычайно важен равномерный контакт колес с землей. Наш автомобиль, обутый в зимнюю резину, охотно карабкался по камням, пока хотя бы два колеса были способны грести. Немного раздражала медлительность, с которой блокируется дифференциал. Двигаться с постоянно заблокированным задком по камням с проплешинами снега - это лишняя нагрузка на трансмиссию, поэтому приходилось включать его непосредственно перед сложным препятствием. И иногда он отказывался замыкаться, приходилось подавать машину назад, на относительно ровное место, и там уже активизировать механизм. В любом случае при такой езде очевидна необходимость в штурмане, и желатель-но опытном. Тяжелый Patrol, уверенно и мягко переваливающийся через валуны и плиты, создает у водителя ощущение вседозволенности, расслабляет... А там и до буксира недалеко. Впрочем, это тоже не проблема - все проушины на виду, а задняя так и вовсе вмонтирована в центр бампера, даже под машину лезть не надо. Кроме того, они достаточно большие, чтобы пролез и шакл любого размера, и канат.
Под конец тестового дня пошел снежок и начало темнеть. Это позволило нам оценить работу фар и омывателей. Надо сказать, что головной свет Nissan Patrol работает постоянно в режиме «ближнего», даже когда поворотный переключатель находится в положении OFF. Наверное, это неплохо - и тебя лучше видно, и не надо задумываться о включении света, скажем, в туннеле и на подземной парковке. Надо полагать, это своего рода специфика комплектации для сумрачных северных стран вроде нашей. Фары оснащены омывателями с отдельным от омывателей лобового стекла выключателем - опять же весьма удачное решение. Огорчил обзор назад в скверную погоду через зеркало заднего вида. Распашная дверь и так его не улучшает, а когда она забрасывается грязью и вы включаете дворник, выясняется, что он способен очистить только небольшой сектор. В итоге приходится ориентироваться по боковым зеркалам, но большинству джиперов это, конечно, привычно.
При подготовке проекта обновления Patrol были опрошены многие владельцы прежних версий внедорожника и потенциальные покупатели автомобиля. На основе этих данных и вносились изменения в конструкцию модели. И, как вы видите, механическая часть устраивает практически всех, потребовалось только внести коррективы во внешний вид и оформление салона. Необходимо отметить также, что Nissan Patrol - это один из немногих современных внедорожников, который охотно используют профессионалы и разнообразные специальные службы, по роду деятельности имеющие дело с тяжелыми условиями эксплуатации служебных автомобилей. Недаром так много Patrol, работающих в горячих точках и в кри-зисных районах планеты, окрашены в цвета ООН и ЮНЕСКО. В то же время внедорожник достаточно удобен для повседневной эксплуатации. А вот на бездорожье, которое может быть весьма серьезным, управлять Nissan Patrol должен человек, имеющий навыки и опыт внедорожной езды. Если же таковых у него нет, стоит потренироваться, и тогда этот классический внедорожник доставит вам немало приятных минут.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первый рев рядной бензиновой «шестерки», доносившийся из-под капота Nissan Patrol, мир услышал в 1981 году в Стране восходящего солнца. Внедорожники Nissan выпускал и до Patrol, но звучное имя они получили с появлением автомобилей 160-й серии, которая спустя пару лет сменилась на 260-ю. Самым значительным годом в судьбе нашего героя стал 1988-й, когда к имени добавился индекс GR (Grand Raid), а подвеска стала пружинной. Эти автомобили серии Y60 высоко ценят энтузиасты марки, причем ценят и в прямом, и в переносном смысле - сегодня стоимость этих подержанных машин внушает уважение. Живучесть Patrol GR находится за пределами разумного, и если бы не коррозия, которая не щадит кузова, бегать бы им еще и бегать. Предпоследнее поколение, Y61, появилось в 1997 году. Девиз, под которым его создавали, - эволюция вместо революции. Предлагались две версии: трех- и пятидверная, три варианта двигателя, из которых самым популярным был 2.9-литровый рядный шестицилиндровый турбодизель с интеркулером мощностью 130 л. с. Сто кубиков объема ему добавил маркетинг, а по сути своей это был все тот же старый знакомый, тяговитый, экономичный и выносливый. В 2000 году в моторной гамме появился 3.0-литровый 4-цилиндровый турбодизель. Это был значительно более современный 16-клапанный мотор, мощный и тихий. Именно его модернизированная версия стоит на Patrol нынешнего поколения. С ним Nissan не приобрел бешеную динамику, но в плане тяговитости, надежности, простоты обслуживания и среднего расхода 3.0-литровый мотор не уступит конкурентам.
ВИД СНИЗУ
Если заглянуть под автомобиль, можно увидеть, что самыми нижними точками являются не картеры дифференциалов мостов, а стабилизатор поперечной устойчивости передней подвески, причудливо огибающий мост. Низко расположенная поперечная рулевая тяга, отсутствие защиты раздаточной коробки вынуждают аккуратно вести себя на серьезном бездорожье, хотя общее впечатление от осмотра днища внедорожника - все очень мощно, надежно и солидно. Дорожный просвет составляет от 210 до 220 мм в зависимости от типа трансмиссии и двигателя. Скажем, бензиновая версия с автоматом имеет клиренс в 220 мм.
КЛАССИКА И НОВАЦИИ
Надо сразу отметить, что конструктивно Nissan Patrol практически ничем не отличается от автомобилей прежнего поколения: рама лестничного типа, зависимая пружинная подвеска на продольных рычагах и тягах Панара, двухступенчатая раздаточная коробка и подключаемый передний мост. На сегодняшний день Patrol - это единственный серийный внедорожник с отключаемым стабилизатором поперечной устойчивости в задней подвеске, позволяющем с комфортом ездить по бездорожью. Кроме того, задний межколесный дифференциал оснащен жесткой блокировкой с пневмоприводом, что не может не радовать.
Источник: Журнал "4*4"
comments powered by HyperComments