Наверх ↑
Свернуть ↑

Удаление коррозии

28.03.2009 17:17

Первое и непременное условие защиты от разрушения — полное удаление ржавчины с поврежденных частей.

 

Основной способ — механический. Как дополнение к нему и дополнительная защита — химический способ, или обработка преобразователями ржавчины.

 

Механический способ — это удаление ржавчины щетками, абразивными материалами (вручную и с применением шлифмашинок) и пескоструйная обработка.

 

Пескоструйная обработка используется только в промышленности, но при наличии аппарата (можно при желании найти автосервис, в котором используется этот аппарат) это наилучший способ обработки. К сожалению, нечасто можно встретить в автосервисе пескоструйный аппарат с повторной циркуляцией. Пескоструйные установки без повторной циркуляции бомбардируют зачищаемую деталь гранулами (например, частицами песка), которые под давлением воздуха разлетаются во все стороны, со всеми вызываемыми ими отрицательными последствиями. Аппараты с повторной циркуляцией не имеет этого недостатка. Если их применять при меньшей производительности, чем промышленные аппараты, то они обеспечат выигрыш за счет облегчения и улучшения условий труда без негативных последствий, а также высококачественное удаление ржавчины.

 

Действительно, частицы песка удаляют ржавчину даже со дна пор, не уменьшая при этом толщину детали кузова.

 

Суть пескоструйной обработки проста: сопло аппарата направляется на обрабатываемый участок, потом нажимается педаль управления, которая открывает выход песку. Песок под давлением сжатого воздуха очищает поверхность и снова засасывается вентилятором в аппарат.

 

Уход за аппаратом заключается в очистке и замене фильтров, которые с течением времени теряют работоспособность.

 

Механическую очистку начинают с удаления ржавчины в легкодоступных местах. Труднодоступные места — зазоры, щели, места соединения деталей и установки болтов — очищают от ржавчины стальными иглами и скребками. Для удаления продуктов коррозии (ржавчины) с поверхности металла пользуются также щетками из стальной проволоки (вручную или с помощью механического привода). Такую обработку нужно делать очень осторожно, так как пораженный коррозией металл хрупок и легко повреждается. Небольшие пятна ржавчины удаляют вручную грубой шлифовальной шкуркой. Для облегчения работы и уменьшения пылеобразования можно проводить «мокрую» очистку. Для этого поверхность очищаемого металла смачивают уайт-спиритом или керосином и шлифуют.

 

Удаление ржавчины шлиф машинкой. Это популярный, но не самый лучший способ. Такая обработка сопровождается значительным снижением толщины металла кузова. Более того, происходит нагрев обрабатываемой зоны, приводящий к нарушению внутренних защитных покрытий и ухудшению состояния металла.

 

Удаление продуктов коррозии химическими методами. Иначе этот процесс называют травлением. Травление проводят, обрабатывая изделия растворами кислот или кислых солей. Процесс состоит из обезжиривания, травления, промывки водой, промывки нейтрализующим составом, промывки водой и сушки. Предварительно поверхность обезжиривают, так как наличие остатков смазки и жиров ухудшает смачиваемость поверхности, в результате чего травление протекает неравномерно.

 

Есть разные химические средства. Например, фосфорные кислоты растворяют ржавчину до чистого металла.

 

Кислоту наносят на обрабатываемую поверхность кисточкой. Иногда приходится несколько раз производить обработку, каждый раз зачищая обработанное место металлической щеткой. Протравленные участки промывают чистой водой и тут же просушивают.

 

Подчеркнем, что независимо от применяемого для травления раствора очищенную поверхность металла после травления необходимо обязательно обработать водой и высушить. Эти операции предотвращают окисление и повторное образование ржавчины. Само собой разумеется, что в процессе обработки деталей кузова кислотой следует защищать открытые участки тела. Во всех других случаях надо строго следовать рекомендациям производителя препарата.

 

В магазинах есть готовые к употреблению составы для удаления ржавчины с металлических поверхностей. Приведем состав одного из таких препаратов:

 

Фосфорная кислота       30—35 %

 

Гидрохинон 1% Бутиловый спирт 5% Этиловый спирт 20% Вода 39-44 %    Состав наносят на кузов автомобиля кистью, выдерживают 3—5 мин при температуре 20—25 "С, после чего смывают теплой водой из шланга. Остатки кислоты удаляют нейтрализующим составом, куда входит 47,5 % этилового спирта, 2,5 % нашатырного спирта и 50 % воды.

 

Применяются также пасты на основе соляной кислоты.

 

Вот рецепт одной из них:

Соляная кислота (плотность 1,19)   500 мл

Формалин 40 мл

Жидкое стекло 50 мл

Оксиэтилцеллюлоза 20 г

Бумажная масса 10 г

Вода 500 мл

 

Сначала растворяют в воде производные целлюлозы, затем туда добаляют жидкое стекло и бумажную массу. В образовавшуюся суспензию при постоянном перемешивании медленно заливают кислоты и формалин.

 

Наносить состав следует кистью или деревянным шпателем, слоем толщиной 1—3 мм. После нанесения нужно оставить его на поверхности на 20—40 мин. Периодически поверхность осматривают, для чего пасту в отдельных местах снимают шпателем.

 

Удаляют травильную пасту с поверхности деталей кузова также шпателем. Для окончательной очистки поверхность промывают водой из шланга, после чего на нее наносят пасту-ингибитор, которая выполняет роль пассиватора.

 

Рецепт такой пасты-ингибитора:

 

Хромовокислый калий 9 частей

Сульфит-целлюлозный щелок (50% р-р)  1 часть

Вода 95 частей

Инфузорная земля 80 частей

 

Готовят пасту следующим образом. Калий хромовокислый растворяют в воде, затем к раствору добавляют сульфит-целлюлозный щелок и инфузорную землю. Паста должна быть однородной, вязкотекучей. Наносят ее и удаляют с поверхности так же, как и травильную. Время выдержки на поверхности при нормальной температуре — 30 мин. После удаления пасты-ингибитора поверхность промывают водой, протирают насухо и сразу же грунтуют.

 

Как уже говорилось в начале главы, наиболее эффективной является комплексная очистка от ржавчины, поскольку она позволяет наиболее результативно и быстро очистить кузов и на больших поверхностях, и в труднодоступных местах. После механической обработки поверхность обрабатывают травлением, что позволяет удалить ржавчину полностью, не оставляя даже самых маленьких очагов.

 

При проведении этих работ надо учитывать, что очищенная поверхность металла легко ржавеет, поэтому нельзя оставлять очищенные поверхности на длительное время без защитного покрытия.

 

Для химического удаления ржавчины с успехом применяются преобразователи ржавчины. Они делятся на две группы. К первой относят собственно преобразователи, которые только преобразуют продукты коррозии в более стабильные соединения. Ко второй группе относятся грунтовки-преобразователи, т. е. составы, преобразующие ржавчину и одновременно создающие на поверхности металла пленку, которая является грунтовочным подслоем для последующих слоев защитного покрытия.

 

В качестве примера составов первой группы может служить модификатор П-1Т-Ц, предназначенный для стабилизации ржавчины под лакокрасочными покрытиями. Его используют для преобразования слоя ржавчины толщиной не более 80 мкм. Этот преобразователь наносят на ржавую поверхность кистью либо с помощью краскораспылителя. При 18—22 °С состав высыхает за 3 ч. В первоначальном состоянии состав имеет темно-коричневый цвет, после нанесения на поверхность и высыхания он становится темно-синим.

 

Заметим, что преобразователи ржавчины не взаимодействуют с окалиной, а максимальная толщина слоя ржавчины, как правило, не должна превышать 80—100 мкм. То есть, если не снять толстые пласты рыхлой ржавчины, то преобразователи проникнут только в наружные слои пораженной поверхности и процесс коррозии будет беспрепятственно развиваться вглубь под слоем преобразованных продуктов. Важно также строго выдерживать время преобразования, иначе не вступившая в реакцию кислота сама вызовет коррозию. Указанные недостатки преобразователей в каждом отдельном случае надо учитывать.

 

Торговля предлагает преобразователи ржавчины различных марок. В целом это продукты взаимодействия фосфорной кислоты с хроматом натрия и окисью цинка. По внешнему виду они представляют собой прозрачные оранжевые или оранжево-зеленые жидкости. Негорючи и нетоксичны. До нанесения преобразователя на поверхность металла ее следует хорошо очистить от грязи и соскрести рыхлую ржавчину. Подготовку лучше выполнять металлической щеткой. Затем поверхность надо обезжирить уайт-спиритом, высушить и через 20—30 мин жесткой кистью нанести преобразователь ржавчины, тщательно растушевывая и втирая его в поверхность. Через сутки поверхность слегка увлажняют водой, а через 4—6 суток наносят грунтовку.

 

Преобразователь ржавчины лигнинный — это смесь, состоящая из аминолигнина, фосфорной кислоты, эмульгатора, коагулятора и воды. Внешне представляет собой маслянистую жидкую пасту темно-коричневого цвета с запахом фруктовой эссенции. Этот преобразователь также негорюч и нетоксичен. Преобразует слой ржавчины толщиной до 150 мкм, легко удерживается на вертикальных и потолочных поверхностях. Лигнинный преобразователь ржавчины можно применять как при положительных, так и при отрицательных температурах. При комнатной температуре процесс преобразования ржавчины длится 16-20 ч, при 100-110 °С - 15-20 мин.

 

Допускается нанесение этого преобразователя на влажную поверхность, однако, предварительно очищенную от грязи, рыхлой ржавчины и обезжиренную. Преобразователь можно наносить кистью, валиком и краскораспылителем. После обработки поверхность кузова приобретает цвет от серого до темно-коричневого (цвет в зависимости от марки стали и характера ржавчины), не имеет i вздутий и не шелушится. Обработанную поверхность оставляют на 16—20 ч, после чего грунтуют. Этот преобразователь превращает ржавчину в водонерастворимые химически стойкие соединения, прочно связанные с поверхностью металла.

 

Надо учитывать, что стойкость покрытий, нанесенных по поверхности, обработанной тем или другим преобразователем ржавчины, как правило, ниже, чем покрытой, нанесенных на очищенный от ржавчины металл.

 

Еще одно замечание: при нанесении преобразователей ржавчины необходимо следить, чтобы они не попадали на поверхности с не удаленным лакокрасочным покрытием, так как содержащаяся в них фосфорная кислота и комплексообразователи, не вступившие в реакцию с окислами металла, снижают адгезию наносимых покрытий.

 

Работать с преобразователями ржавчины необходимо в резиновых перчатках и защитных очках. При попадании на кожу надо смыть препарат большим количеством воды.

http://www.abc-paint.info/

comments powered by HyperComments
Нескучная Corolla: теперь можно и «погонять»

Нескучная Corolla: теперь можно и «погонять»

Toyota представила 12-е поколение легендарной модели, внесенной в Книгу рекордов Гиннеса.
Как российский Kodiaq покорял серпантины Каталонии

Как российский Kodiaq покорял серпантины Каталонии

Большое путешествие на семейном внедорожнике сквозь дождь, туман и плотный европейский трафик.
Добавь яркости!

Добавь яркости!

Ищем автомобили самых необычных цветов.
Toyota C-HR: ты просто космос

Toyota C-HR: ты просто космос

Такой «Тойоты» российские автомобилисты еще не видели.
История одного опыта: где восстановить авто после ДТП

История одного опыта: где восстановить авто после ДТП

Выбираем автосервис с доступной ценой и высоким качеством.
SKODA Kodiaq SportLine: единственный в Екб

SKODA Kodiaq SportLine: единственный в Екб

Эксклюзивные автомобили нечасто добираются до Екатеринбурга. И еще реже задерживаются в шоу-румах дилерских центров. Тем ценнее знакомство с каждым из них.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.