Наверх ↑
Свернуть ↑

История эмблем автомобильных марок..

28.04.2009 14:01

 

Маленький значок на решетке радиатора или где-то еще, затерявшийся на «теле» автомобиля, совершенно бесполезен с функциональной точки зрения. Во многих случаях не много он скажет и о производителе. Но этот маленький значок — важнейший элемент имиджа автомобиля, указывающий на его фамильную историю и «родословную».

На автомобилях они появились далеко не сразу. В конце XIX века, когда стали появляться первые «безлошадные экипажи», не то чтобы о смысловой нагрузке эмблемы, но о самой эмблеме задумывались редко. Сначала производители ограничивались заводскими табличками — шильдиками, где указывались производитель автомобиля, географическое место расположения предприятия и порядковый номер изделия. Большинство фирм называлось по имени основателя. Некоторые имена из тех далеких времен ещё можно встретить на кузовах автомобилей, выпущенных в наши дни, это Opel, Peugeot, Renault, хотя сами фирмы уже претерпели структурные изменения и в первозданном виде до наших дней не дошли. Со временем таблички заняли свое место в подкапотном пространстве автомобиля, а снаружи появились эмблемы, роль которых с увеличением количества фирм и появлением между ними конкуренции существенно возросла. Каждый автопроизводитель старался привлечь к себе внимание покупателя, в том числе и с помощью эмблемы. Как правило, эмблемы располагались на самом видном месте — на облицовке радиатора.

BMW — Bayerische Motoren Werke AG — хорошо известная, в том числе и в нашей стране, немецкая компания, автомобили которой украшает эмблема в виде вращающегося пропеллера на фоне голубого неба. И это, конечно, не случайно — начинала компания с авиационных двигателей, с 1923 года стала выпускать мотоциклы, а с 1928-го — и автомобили. Однако о своём «небесном происхождении» BMW не забывает. Название фирмы не менялось с 1917 года.

Случается и по-другому. Возьмем, к примеру, акционерное общество Daimler-Benz. Официальной эмблемой автогиганта является трехлучевая звезда в кольце, а автомобили называются Mercedes-Benz. У истоков образования Daimler-Benz AG стоят пионеры автомобилестроения Готтлиб Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler, 1834–1900), Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach, 1846–1929) и Карл Бенц (Karl Friedrich Michael Benz, 1844–1929). В 1890 году, через четыре года после создания Даймлером и Майбахом первого в мире трехколесного транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания, была учреждена фирма Daimler-Motoren-Gesellschaft. Марка Mercedes появилась уже после смерти Даймлера. Австро-венгерский консул во Франции Эмиль Еллинек (Emile Jellinek, 1853–1918), будучи к тому времени уже представителем фирмы Daimler во Франции, обещал купить партию из тридцати шести машин с условием, что он получит право продажи их в Америке, Бельгии, Франции и Австро-Венгрии, а новый гоночный автомобиль фирмы Daimler-Motoren-Gesellschaft получит имя Mercedes. Так дома называли его дочь, настоящее имя которой было очень длинным — Адриана Мануэла Рамона (Adrienne Manuela Ramona Jellinek).

Трехлучевая звезда появилась на радиаторе Mercedes через два-три года после выпуска в 1901 году первого автомобиля этой марки, но официальной фирменной эмблемой она была зарегистрирована только в 1909 году, и то не без труда, потому что к этому времени подобные эмблемы уже существовали. Когда-то Готтлиб Даймлер рассказывал своим сыновьям про звезду, вошедшую в их дом и принесшую счастье и радость. В эмблеме три луча звезды олицетворяют три стихии: землю, воду и воздух, — где применялись двигатели, изготовленные Даймлером.

Приставка Benz присоединилась к марке Mercedes позже. Карл Бенц создал ещё несколько фирм, прежде чем в 1919 году состоялись переговоры о сближении одного из созданных им предприятий Benz & Cie с Daimler-Motoren-Gesellschaft. 28 июня 1926 года эти фирмы объединились в Daimler-Benz Aktiengesellschaft, или, как это обычно пишется, Daimler-Benz AG, то есть акционерное общество Daimler-Benz, а автомобили, выпускаемые им, стали называться Mercedes-Benz.

Через много лет, в 1998 году, Daimler Benz AG объединяется с Chrysler Corporation, в результате чего образуется новый транснациональный концерн Daimler Chrysler. Американская корпорация Chrysler сама имеет богатейшую и давнюю историю многочисленных преобразований. Талантливый менеджер Уолтер Крайслер (Walter Percy Chrysler, 1875–1940), сделавший себе имя в компаниях General Motors и Willys-Overland, в 1924 году на производственных площадях закрывшейся фирмы Maxwell-Chalmers организует производство нового автомобиля под маркой Chrysler. Очень скоро Chrysler разрастается до статуса третьей компании в США, приобретает компанию Dodge Brothers и создает несколько новых марок: Plymouth, De Soto и Imperial, каждая из которых имела свою эмблему. За долгую историю компании в её лоне появлялись и исчезали разные марки, наиболее известной из которых, пожалуй, является марка Jeep, доставшаяся ей от компании American Motors, а той, в свою очередь, от фирмы Willys.

Названия некоторых компаний рождались со скандалом. Основателем фирмы Audi, например, был известный конструктор Август Хорьх (August Horch, 1868–1951). До создания фирмы Audi у него уже была фирма Horch, но так случилось, что компаньоны Хорьха вынудили его уйти, и он основал новую фирму, конечно же опять под своей фамилией. Бывшие компаньоны подали на него в суд, после чего ему пришлось изменить название Horch на Audi. В дословном переводе с немецкого Horch означает «чу!», а horchen — «прислушиваться». Audi при переводе с латыни имеет тот же смысл. Марка Audi дошла до наших дней и принадлежит Volkswagen AG. Сейчас на облицовке радиатора у этих машин красуется связка из четырех колец.


Auto-Union, которая символизировала союз фирм DKW, Wanderer, Audi и Horch. Концерн создан в Германии в 1932 году инженером Йоргеном Скафтом Расмуссеном (Jørgen Skafte-Rasmussen, 1878–1964). До момента образования концерна Расмуссену принадлежала только фирма DKW, созданная им в 1928 году и выпускающая дешевые автомобили, имеющие привод на передние колеса и деревянные кузова. Остальные три фирмы более древние. Фирма Wanderer стала производить автомобили с 1911-го года, Audi — c 1910-го, а Horch — c1899-го.
 
Большая часть эмблем строится на использовании простых геометрических форм — круг, эллипс, квадрат, прямоугольник, ромб, пятиугольник. Но существуют эмблемы и более сложной формы. Например, эмблема фирмы Berliet — мчащийся прямо на вас паровоз. Дело в том, что основатель этой французской марки продал лицензию на свои автомобили американской фирме American Locomotive Company, выпускавшей паровозы и ставшей настоящим финансовым «локомотивом» для французской компании Berliet; благодаря этому контракту она полностью переоборудовала свои предприятия.

Сильно различаются и символы, скрытые в эмблеме. Фирма Volvo, например, выбрала в качестве эмблемы древний знак, обозначающий железо, — окружность со стрелкой, расположенной по диагонали в направлении верхнего правого угла. Когда была основана компания, шведское железо по прочности превосходило произведённое в других странах. Основатели компании стремились это подчеркнуть, поэтому в рекламе часто повторялись слова «шведский автомобиль из шведского железа». Само название фирмы в переводе с латыни означает «я качусь». Диагональ, проходящая через эмблему на облицовке радиатора, на первых моделях была применена не столько для украшения, сколько по необходимости, для крепления.

Нередко, особенно на дорогих машинах, эмблему дополняла литая объемная фигурка на пробке радиатора, так называемый орнамент. Прообразом автомобильных орнаментов, по-видимому, являются носовые украшения старинных парусников.

Один из самых необычных по пластике автомобильных орнаментов имел уникальный автомобиль Bugatti Royale Type 41. Кроме стандартной эмблемы в виде красного эллипса, автомобиль украшала фигурка слона на пробке радиатора, созданная скульптором-анималистом Рембрандтом Бугатти (Rembrandt Bugatti, 1884–1916), братом создателя одной из самых незаурядных фирм в истории автомобилестроения. Она основана в 1909 году в Эльзасе в городе Мольсейм талантливым конструктором и эстетом Этторе Арко Исидоро Бугатти (Ettore Arco Isidoro Bugatti, 1881–1947), который строил очень разные машины: от небольших спортивных и гоночных автомобилей, обеспечивших неувядаемой славой их создателя, до огромных легковых монстров Type 41 длиной под шесть метров.

Самыми знаменитыми автомобилями из носящих носовое украшение, бесспорно, являются Rolls-Royce. Облицовку радиатора этих самых престижных в мире автомобилей украшает женская фигурка. Наклонившись чуть-чуть вперед, как бы сопротивляясь набегающему порыву ветра, она олицетворяет скорость и красоту. Фигурку изваял английский скульптор Чарльз Сайкс (Charles Sykes) в 1911 году. Автор назвал её «Духом экстаза», но у нее есть ещё много имен и прозвищ: древнегреческая богиня победы Ника, летящая леди, Эмили, Нелли в ночнушке. За столь продолжительное время фигурка неоднократно изменялась как по форме, так и по материалу изготовления и покрытию. Первоначально статуэтку отливали из баббита, позднее — из бронзы и других металлов с последующим покрытием никелем или хромом, по специальному заказу изготавливали из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни. На современных Rolls-Royce с целью предотвращения вандализма фигурка утапливается внутрь.

Часто встречаются марки, эмблемами которых являются представители фауны, например, атакующий бык Lamborghini, грациозный хищник-ягуар Jaguar, стоящий на задних лапах лев Peugeot. На ярославских грузовиках ЯАЗ-200 и их модификациях на капоте была фигурка медведя, потому что на гербе этого старинного города изображен медведь, почитавшийся древними обитателями тех мест ещё задолго до основания города.

Фирма Ferrari основана знаменитым итальянским спортивным менеджером и автогонщиком Энцо Феррари (Enzo Anselmo Ferrari, 1898–1988). В конце 20-х годов он создал из гоночных машин Alfa-Romeo гоночную команду — Scuderia Ferrari. На капоте стремительных итальянских автомобилей, известных всему миру, красуется гарцующая лошадь. Этот символ подарили Энцо Феррари на счастье родители прославленного летчика, героя Первой мировой войны Франчески Баракки (Francesco Baracca, 1888–1918), на фюзеляже самолета которого был изображен герб со вставшим на дыбы черным конем. Дизайн герба Баракки был несколько изменен и приобрел привычный нам современный вид: лошадь, стоящая на задних ногах, на золотом фоне. А вот форму герба эмблема сохранила. Позже были добавлены национальные цвета Италии.


Иногда эмблемой фирмы является аббревиатура из первых букв полного названия предприятия — например, Fiat. Фирма основана группой предпринимателей в 1898 году на севере Италии в Турине. Полное название её Fabbrica Italiana di Automobili Torino, сокращенно F.I.A.T. С 1906 года точки из названия фирмы были убраны. Эмблема фирмы всегда состояла из этих букв, но художественное оформление на протяжении долгих лет существования компании менялось. За сто с лишним лет существования компания выпускала самолеты, турбины, тракторы, железнодорожную технику, и, конечно, автомобили: грузовые, автобусы, легковые, спортивные и гоночные. Сейчас в Fiat входят несколько фирм, ранее бывших самостоятельными и имевших славное спортивное прошлое. Это Alfa Romeo, Ferrari, Lancia и Maserati. Alfa Romeo — известная итальянская фирма с ярким спортивным прошлым, основанная в 1910 году. Первоначально она называлась Anonima Lombarda Fabbrica Automobili, или, сокращенно, Alfa. C 1915 года фирмой стал руководить инженер Николя Ромео (Nicola Romeo, 1876–1938), чья фамилия до сих пор присутствует в её логотипе. Центральным элементом эмблемы является герб Милана. На спортивных автомобилях фирмы есть ещё одна эмблема — лист клевера с четырьмя лепестками в белом треугольнике. Считается, что такой редко встречающийся лист приносит удачу.

Трансформации товарного знака фирмы Fiat хорошо иллюстрируют общую тенеденцию: современные эмблемы становятся все более лаконичными, так как при движении автомобиля сложные и перегруженные декором знаки и витиеватые надписи все равно невозможно рассмотреть, но это нисколько не умаляет их эстетических достоинств и значимости.

//Vokrugsveta.ru

comments powered by HyperComments
Зона комфорта: Toyota RAV4 меняет представление о полном приводе

Зона комфорта: Toyota RAV4 меняет представление о полном приводе

Тестируем пятое поколение кроссовера, который явно замыслил стать внедорожником.
Без проколов: что нужно знать о замене резины

Без проколов: что нужно знать о замене резины

Впереди горячий сезон замены зимних шин на летние. Оптимизируем поиск и сокращаем затраты на смену колес.
На Урале для байкеров наступает самая жара

На Урале для байкеров наступает самая жара

Не пропустите яркие мотофестивали и другие байкерские активности лета 2019 года!
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.