Исследование качества топлива: от завода-изготовителя до баков автолюбителей
Во Всемирный день качества, который в этом году отмечается 13 ноября, мы решили ответить на самый волнующий для автомобилистов вопрос – от чего зависит качество бензина и дизельного топлива? За ответом мы отправились на АЗС «Газпромнефть», чтобы своими глазами увидеть процесс приемки бензовоза и получить комментарии специалистов.
Мы прибыли на АЗС по ул. Шейнкмана в 10 утра – это одна из немногочисленных автозаправочных станций в центре города. Бензовоз уже ждал нас – синяя автоцистерна расположилась в стороне от бензоколонок, возле топливных резервуаров. Новую партию горючего на АЗС доставили с нефтебазы, куда оно, в свою очередь, прибыло с Омского нефтеперерабатывающего завода – одного из крупнейших предприятий страны.
Качество топлива, объяснили нам специалисты станции, зависит от многих факторов, таких как чистота резервуаров, в которых оно транспортируется и хранится, четкое соблюдение регламента работы по приемке топлива на нефтебазе и АЗС. На всех этапах технологической цепочки качество продукта обязательно проверяют в лаборатории, отбирая пробы из каждой новой партии. Последнюю стадию контроля проводят сотрудники АЗС при приемке бензовоза.
Цистерна спецтехники поделена на секции, в каждой из которых перевозится определенный вид топлива. Пробы для контроля качества берутся из каждой секции. В нашем случае, отбирали 3 пробы: в одном резервуаре находился АИ-92, в другом АИ-95, а в третьем – брендированное топливо G-95.
Руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Екатеринбурге Сергей Медовщиков:
«Процесс транспортировки и хранения топлива выстроен таким образом, что смешение нефтепродуктов исключено. На всех наших заправках установлены двусторонние резервуары, откуда топливо по герметичным трубопроводам попадает в колонки. В настоящее время это самый современный способ хранения, который исключает попадание примесей в резервуар, поддерживает определенную температуру в емкости и защищает окружающую среду от нефтепродуктов».
На каждый вид топлива, перед тем как его зальют в бензовоз, оформляют паспорт качества. В документе отражаются основные характеристики конкретной партии топлива и их соответствие международным стандартам и российским ГОСТам. Только после этого бензовоз пломбируется и выдвигается в путь на автозаправочную станцию.
Управляющая АЗС Лариса Логинова: «Наша АЗС принимает 1-2 бензовоза в сутки. В первую очередь мы проверяем паспорт качества на привезенное топливо. Так как каждый бензовоз пломбируется на нефтебазе, то после всех приготовлений с цистерн снимают пломбы и берут пробы каждого вида топлива. И только потом производится слив нефтепродуктов в резервуары».
Оператор АЗС проверяет плотность и температурный режим хранения горючего, убеждается в отсутствии механических примесей. Остальные показатели, такие как октановое число, содержание серы, фракционный состав определяются в лаборатории. В паспорте качества топлива, которое мы исследовали вместе с оператором АЗС, был указан экологический класс Евро-5, которому присущи высокая степень очистки и минимальное содержание серы и других примесей.
В случае, если во время приемки бензовоза, будут выявлены какие-либо отклонения от нормы в нефтепродуктах – топливо отправляется обратно на нефтебазу.
Пробы с каждой партии прибывшего на АЗС горючего хранятся в опечатанном контейнере до полной реализации. Если у клиента возникают претензии к качеству топлива, он может потребовать отправить пробы на экспертизу в независимую лабораторию. Запросить пробы можно у управляющей АЗС. Паспорт качества на все виды нефтепродуктов находится в открытом доступе в «уголке покупателя» на каждой автозаправочной станции.
Таким образом, каждая партия топлива проверяется несколько раз – сначала в лаборатории завода-изготовителя, затем на нефтебазе и на последнем этапе – при приеме бензовоза на АЗС. Кроме того, ежемесячно бензин и дизельное топливо на заправочных станциях «Газпромнефть» анализируют специалисты испытательной лаборатории.
«Сеть АЗС «Газпромнефть» несет ответственность перед потребителями за качество поставляемой продукции. Собственная служба контроля обеспечивает непрерывный мониторинг качества нефтепродуктов, начиная с Омского НПЗ до реализации его потребителю», – отметил в конце экскурсии Сергей Медовщиков.
Вячеслав Шмалёв, корреспондент