Toyota Prius 1.5 CVT (NHW11)'2001 (седан, 1.5 л, вариатор)
Автор: Гость // 10.01.2013
Отзыв
Осенью 2008 г.я купил себе Тойоту Приус в 11- м кузове (седан). Это первое поколение гибридов, но вторая их модификация, исцеленная от «детских болезней». На гибрид я пересел непосредственно с вазовской «девятки». Контраст был колоссальный! Но так как случилось это не вчера, восторги давно поутихли, а впечатления отфильтрованы, и перед вами - сухой остаток без сиропа. А чтобы не было скучно, добавил завитушек.
Штрих- пунктиром о предыстории: выбор Приуса был осознанным – технологический флагман Тойоты, пользующийся особым покровительством корпорации. Зная о грядущем повышении пошлин, я форсировал приобретение машины на аукционе в Японии. Все как у всех: предоплата, нервозное ерзанье, ожидание автовоза и трепет от первого пуска.
Условия эксплуатации: патологически ровная равнина Западной Сибири, эпизодами суровые морозы, ежедневный пробег в пределах 60-80 км, гаражное хранение. Обидное слово «прулька» меня не напрягает. Много копий сломано на эту тему; сломать еще одно – в мои планы не входит. Замечу лишь, что 80% моего пробега приходится на город, а в городе этот дефект нивелируется.
Год производства – 2001, на одометре 52 000 км, близкая к максимальной комплектация G: электропакет, круиз- контроль, задние тормозные диски и несколько непринципиальных дизайнерских штрихов. Многое из того, что составляло тогда предмет гордости – сенсорный экран, климат- контроль, навигация, сонары и т.п. – теперь превратилось в норму. Кого сейчас удивишь сенсорным экраном? Он есть почти в каждом кармане! Между тем, все эти девайсы были реализованы в базовой версии Приуса еще в начале века! И даже десять лет спустя среди одноклассников он не выглядит по «фаршу» допотопным экспонатом. Единственное – ущербную магнитолку под заморские мини- диски пришлось ампутировать. С инсталляцией новой магнитолы Приус обрел голос, но штатная акустика ценителей кристально чистого звука так- таки не порадует.
Цвет кузова по- канцелярски обозначен темно- красным. Однако красивые и умные девочки убедили меня, что это цвет благородного вина из Бордо, а глупые и страшненькие продолжают твердить, что это свекольный оттенок. Салон – серенький велюр и в тон ему незамысловатый пластик, зато до сих пор – без поскребушек.
Дизайн корпуса у всей линейки Приусов не лишен своеобразия. Жертвой экстравагантных дизайнеров он не стал; в нем все подчинено экономичной геометрии. Машина лидирует по коэффициенту аэродинамического сопротивления среди серийных неспортивных автомобилей. Однако скошенный во имя обтекаемости нос не элегантен. В анфас и в изометрическом ракурсе передок 11- го смотрится незатейливо, если не сказать - уныло. Корма напоминает преизрядный комод, но все же в задней проекции эстетика Приуса более выигрышна. Вид сверху рекламаций не вызывает:) У этого седана нет грыжи, бородавки, кривой ухмылки, но он и не писаный красавец. В целом, экстерьер и внутреннее убранство я бы охарактеризовал как вполне заурядные. Не располагая солидным бюджетом, дизайн я сдвинул в самый низ Табели о рангах. А так, конечно, в грезах- то мечталось о рубиновом Феррари:)
Памятуя о том, что профессора Мариарти сгубила склонность к дешевым эффектам, тюнинговать своего питомца я не стал. Это даже странно, ведь в ту пору я трудился полу- важной птицей в сфере автоаксессуаров. Ковры, чехлы и прочие полезные «приблуды» - само собой, а вот нарочитыми красивостями я пренебрег. Разве что весна однажды выдалась затяжной и прохладной, и под девизом «Лето будет!» я повесил «вонючку» в облике похабно раздетой девицы. Но, это, вероятно, не в счет, так как жена быстренько девицу истребила.
Кстати, «половую принадлежность» 11- го кузова я определить затрудняюсь. Своими формами и поведением он не брутален и не агрессивен. Но и точно не улыбчивая «няшка». Наверное, все- таки унисекс с легким преобладанием женского начала.
Корреляцию с возрастом я не обдумывал, но на вскидку: «юношей бледных со взором горящим» насторожит флегматичность, а зрелых людей отпугнет нереспектабельная внешность.
Про вместительность: формула «изнутри больше, чем снаружи» здесь не работает. Никаких оптических обманов – Приус равен самому себе. Передним членам экипажа вполне комфортно. Сзади не так. Разумеется, дама с собачкой, пусть даже та драматическим образом в пути подрастет, разместится нормально. Двое человек ни тесноты, ни обиды не познают, а вот троим придется не сладко. Особенно если это Сибирь, и пассажиры, как капустка из загадки, нанизали на себя сто одежек. Если кто- то одержим идеей «слиться в экстазе» именно в Приусе, рекомендую купить себе 20- ю модель – простора там явно побольше. Багажник вместителен скорее в высоту, чем в глубину – часть его объема «отъедается» высоковольтной батареей.
В борьбе за эргономику на примере Приуса непобедимая Тойота не победила. Обзорность вперед я бы оценил на твердую четверку, назад – на тройку с натяжкой. Всячески отговариваю тонировать задние стекла, иначе каждое переключение селектора в «реверс» – езда в неизведанное! При этом посадка и высадка очень удобны: «нырять» не нужно и шушун не измарается. А вот снабдить передние сиденья внятной боковой поддержкой Тойота не озаботилась. И по итогам многочасовой поездки поясница и шея сгибается перед японскими инженерами в поклоне, но в этом поклоне больше хондроза, чем благодарности.
Среднеарифметические габариты и радиус разворота никаких особых преимуществ в городской толчее не дают. «Пондуса» нет; ожидание, что кто- то будет расступаться на дороге, неоправданно. Да, и еще, любой Приус – «грязнулька» - так угодно аэродинамике. Вариатор функционирует нежно, иначе и не скажешь, вестибулярному аппарату – отрада! Мягкости подвески позвоночник воздает хвалу, но в повороте Приус заваливается, и «гонщики» будут резонно браниться. К тормозам примешивается момент рекуперации – преобразование инерции в электроэнергию. Сначала машина замедляется, а потом приседает и липнет к асфальту, так что нужно тщательно дозировать усилие. Очень, ну очень актуальная опция – клинический предсмертный писк, если забыл погасить свет или габариты.
Отчетливо помню первые эмоции: покорило отсутствие железистого чирканья стартера, оно и понятно: стартера нет как такового! Машина не заводится, а скорее включается. Ближайший аналог – включение компьютера: легкий шелест кулера и мерцание огоньков. Движение на электротяге – это нечто особое! По травке на дачной аллее Приус катится абсолютно бесшумно. Граждане пугаются! К сожалению, запас хода на электроэнергии – от силы километр. По мере разрядки высоковольтной батареи блок управления принудительно подключит ДВС. Помимо высоковольтной батареи Приус оснащен традиционным аккумулятором. Здесь – слабое звено, ибо средний срок службы АКБ – 2-3 года.
«Доставляет» и эффект «старт- стоп» на перекрестках: двигатель глохнет, никаких вибраций и тишина! Первое время я троллил спутников: «Сломались! Сейчас начнем толкать!» Кстати, толкать – это как раз не вариант: кузовное железо едва толще фольги и «играет». Приус в этом смысле боится щекотки за бочок. Да, определенно женское начало проступает все четче!
Далее о динамических возможностях. Полуторалитровый двигатель заточен на работу в цикле Аткинсона – тоже ради экономии. Говорить о мощности (72 л/с) тут не уместно, скорее уж – о немощи. Электромотор добавляет еще около 50- и «лошадок», но мощности вульгарно не суммируются, то есть не равны 122- м.На практике я никогда не сталкивался с критической нехваткой мощности: с полной нагрузкой на обгоне и в горку Приус мчится очень уверенно. Однако ускорение где- то после 110 км/ч оставляет желать лучшего.
Я разгонял машину с четырьмя человеками на борту до 162 км/ч; быстрее или не могла, или не хотела. Субъективное ощущение скорости - как от полета пчелы вокруг граната с полотна чудаковатого художника, а сказать короче – психологически неуютно!
Теперь о расходе. Как это ни тривиально, расход напрямую зависит от темперамента водителя и времени года. У меня есть знакомый приусовод, который ни разу в жизни никого не обогнал. Он исключительно всех «делает», «рвет», а в самом почтительном случае оппоненты «не выдерживают предложенного темпа»! Соответственно, его расход выше моего приблизительно на треть.
Моя манера вождения, которую назвали «умеренно галантной», выражается в следующих показателях:
- летом в городе – 6,5 литров на сотню; - летом на трассе – 5,5 л
- в межсезонье в городе – 7 л; - в межсезонье на трассе – нет статистики
- зимой в городе - 8 л.; - зимой на трассе - 6,5 л
В лютые морозы расход подскакивает до 11 л.
Так что не стоит покупаться на рекламное обещание расхода в 4 литра. Такого результата – четыре с хвостиком – я добивался лишь на коротких отрезках в горах под Ялтой и на Урале. Некоторое оптимальное чередование подъемов и спусков – самое оно для Приуса. Но на равнине полноценная машина не может потреблять меньше мотоцикла, и нужно с этим считаться. Однако справедливо и иное: зимой Приус «кушает» столько, сколько остальные – летом!
За четыре года владения я добавил на одометре 100 000 км и понес следующие потери: подшипник ступицы, тормозные колодки, лямбда- зонд, передние стойки и задние пружины. Чуть не забыл: автоматическая мойка оттяпала габаритный маячок. Досадно: опростоволосился и пальцем ткнуть не в кого!
Итого невынужденных издержек на 21 000 руб. Всевозможные прочистки, а также масло, резину, свечи, фильтры и прочие расходники я не учитывал, так как подобные затраты несут все владельцы любых автомобилей. Как видно, никаких специфически гибридных проблем я не изведал.
Подводя итоги, можно сказать, что мне досталась приличная машина, с недостатками которой я готов мириться, а достоинства которой берегут мои нервы и кошелек. Сэкономленные на топливе деньги я направляю на профилактику и как следствие – автомобиль всегда обслужен и безотказен.
Кроме того, должен признаться, что гибриды – не моя религия, так как гибридные капризы требуют больше телодвижений. И тем не менее, следующей моей машиной будет однозначно гибрид!
Плюсы
- Какая- то невероятная надежность (тьфу- тьфу- тьфу)
- Экономичность
- Неугоняемость
- Экологичность
- Неразорительная страховка и налоги
- Безпроблемный запуск до 30 цельсиев с минусом
Минусы
- Посредственная шумоизоляция
- Неидеальная эргономика
- Легкий гемор с АКБ
- Маркость
- Редкий типоразмер колес
- Недопустим длительный простой – ВВБ должна быть в тонусе