Тест-драйв Skoda Yeti от журнала "Автостоп"
Тест-драйв Skoda Yeti от журнала "Автостоп"
А что мы будем делать с «Йети»? Будем мыть, вторя известной шутке? Скорее уж пачкать. Йети – это новый кроссовер Skoda Yeti, и наш сегодняшний маршрут лежит не только по заснеженным, малолюдным лесным дорожкам, но и по густо засыпаемым соляными реактивами пригородным трассам и городским улицам.
Готов выйти в люди, человекоподобный?..
А ведь изначально чехи не планировали делать из Yeti классический «паркетник». Одноименный концепт 2005 года представлял собой небольшой автомобильчик на переднеприводном шасси нового поколения хэтчбека Fabia с несколько увеличенным клиренсом и стойкими к царапинам бамперами – нечто среднее между Ford Fusion и Suzuki SX4. Однако с расширением линейки Fabia и Roomster версиями Scout такой Yeti стал лишним, одновременно все большую популярность на европейском рынке приобретали компактные кроссоверы на базе моделей гольф-класса, и в Млада-Болеславе решили перевести перспективную идею в более тяжелую весовую категорию. А тут и техническая основа подоспела – в VW окончили работу над моделью Tiguan.
Серийный Yeti, представленный год назад в Женеве, ни большой, ни маленький. Среднего (1,7 м) роста, за счет плоских бамперов и поджарых свесов на 20 см короче Тигуана, крепкого сложения, с фирменной решеткой радиатора в обрамлении огромных «очков» противотуманных фар, по-боксерски тяжелой передней челюстью, развитыми колесными арками, стойками ветрового стекла и передними оконными проемами под «кепочкой» крыши, как у Румстера, и квадратным «аквариумом» кормы. Нейтральный и, как все Шкоды, чуть более консервативный, чем мог бы быть, но цельный и вполне выразительный. И в целом очень даже симпатичный.
А внутри еще и весьма добротный. Функциональный интерьер выдержан в фамильном ключе: шкодовский четырехспицевый руль и приборы с радиальной оцифровкой шкал и дисплеем бортового компьютера между циферблатами, «всефольксвагеновские» блоки аудиосистемы и климат-контроля, приятная на ощупь мягкая шагрень передней панели, лаконичная деталировка «алюминием» и хромом.
Сдержанно, классически правильно…
…И просторно – гораздо просторнее, чем может показаться при первом взгляде на машину. Колесная база Skoda на 26 мм меньше, чем у Тигуана, но за счет иных сидений на пространстве для ног задних пассажиров это не отразилось. А крыша здесь даже выше. Сам задний диван тоже с сюрпризом: знакомая по модели Roomster система трансформации VarioFlex, которой чешский кроссовер оснащается уже в «базе», позволяет по своему усмотрению по отдельности сдвигать боковые и центральную секции вперед-назад в продольном направлении и менять угол наклона их спинок, складывать или полностью снимать, увеличивая грузовые возможности автомобиля.
А можно демонтировать только среднюю часть и сдвинуть крайние к центру – тогда Yeti станет четырехместным.
А можно и не демонтировать, а просто откинуть спинку вперед, и она превратится в удобный столик-подлокотник с мягкими матерчатыми накладками и парой подстаканников в центре.
При этом объем образцово организованного багажника варьируется от 405 до 510 л, но если задние сидения вынуть, в Йети можно разместить до 1760 л поклажи: больше, чем, к примеру, в Nissan Qashqai+2, Toyota RAV4, том же VW Tiguan и даже более крупном Mitsubishi Outlander XL. Плюс продуманная «инфраструктура»: крючочки и сетка для крепления груза, «ведерко» для мелочей, 12-вольтовая розетка, плюс органайзер с инструментом и практически полноразмерная - 195/65 R16 – «докатка» в подполье. Разве что погрузочная высота великовата - от земли до кромки заднего бампера у Yeti целых 712 мм.
Посадка за рулем тоже высокая, но вполне «легковая» - фольксвагеновские эргономические традиции отлично дополняют «аутентичность» визуализации Skoda. Диапазоны регулировок - «на вырост», лаконичные лунно-белые шкалы приборов в широких металлизированных раструбах не только красивы, но и прекрасно читаются даже в самую солнечную погоду. Вся информация бортовых систем удобно выводится на два дисплея - окошко Maxi Dot в приборной панели и большой сенсорный экран аудиосистемы Bolero, штатной для всех версий автомобиля кроме базовой. На первом отображаются данные маршрутного компьютера, на второй «завязана» не только музыка, но и климат-контроль, и графический парктроник. А за доплату можно заказать и роскошную фирменную навигацию Columbus.
И обзорность хороша – как вперед, благодаря коротким, вертикально ориентированным передним стойкам, так и назад, в объемные зеркала.
Хотя, освоившись, начинаешь подмечать акценты. Так, выверенную геометрию рабочего места водителя немного нарушает руль, в оптимальном положении перекрывающий верхние сектора шкал спидометра и тахометра. А строгое, «цепкое» кресло с идеально четким профилем явно рассчитано на человека «свободной» комплекции – валики боковой поддержки расставлены широковато, из-за чего мне немного недостает плотности их «объятий».
И, конечно же, длинноходная, как на всех Шкодах с «механикой», педаль сцепления. По идее, она должна упрощать процесс движения в городских пробках, но, чуть менее аккуратно отработав левой ногой, я неожиданно глохну при старте даже со знакомой по Octavia и Superb тяговитой на «низах» 152-сильной «турбочетверкой» 1.8 TSI под капотом. Конфуз…
У Yeti есть и еще один бензиновый мотор - объемом 1,2 л от нового VW Polo. Этот новейший компактный 105-сильный турбоагрегат должен в ближайшее время сменить в модельных линейках всей Volkswagen Group атмосферный 1,6-литровый «восьмиклапанник» аналогичной мощности родом еще из прошлого века. При этом он тоже восьмиклапанный! Фольксвагеновские инженеры аргументируют такое решение лучшей тягой и экономичностью на низких оборотах, но, наверное, не зря в пару к нему чехи предлагают и 7-ступенчатый «робот» DSG, в то время как 1,8-литровые версии кроссовера комплектуются исключительно обычной 6-ступенчатой «механикой».
Обратная сторона – только со старшим двигателем Йети оснащается тигуановской системой полного привода 4Motion на основе электронноуправляемой многодисковой муфты Haldex четвертого поколения, способной перераспределять крутящий момент от 96% на передней оси до 90% на задней. С младшим же с любой коробкой передач автомобиль строго переднеприводный. На европейском рынке есть еще 2-литровый турбодизель мощностью 110, 140 или 170 л.с. в зависимости от варианта настройки с различными комбинациями трансмиссии, но не в России – на сколь бы то ни было приемлемый спрос у нас на дизельные машины шкодовцы не рассчитывают. Так что российский покупатель Yeti пока поставлен перед выбором: либо «автоматический» комфорт плюс экономичность, но с передним приводом, либо мощный двигатель и полноприводность, но с ручной «переключалкой», к тому же не самой четкой – избирательность кулисы в зоне задней, первой и третьей передач оставляет желать лучшего.
Нам выбирать не из чего – в качестве тестовых машин дилеры дружно используют второй вариант. И правильно! Бензиновая 1,8-литровая «турбочетверка» хороша – ее напористая, густая тяга и живой разгон едва ли не с холостого хода вплоть до 6000 об/мин доставляют настоящее удовольствие. Жаль, из-за легкой «турбозаминки» отзывчивости в «низах» все же не хватает, но если не опускать стрелку тахометра ниже 2500 об/мин, то Йети – просто ураган! А для спокойной, размеренной езды по городу или трассе и вовсе хватает трех передач: первой, третьей или четвертой и шестой. Автомобиль даже сам подскажет, когда и на сколько ступеней «вверх» или «вниз» перейти – с помощью индикатора в окошке борткомпьютера.
Не менее приятно на Yeti и останавливаться: тормоза хваткие, мощные, с тонкой прогнозируемостью замедления и своевременной и четкой страховкой ABS.
Но главное то, что чешский кроссовер неожиданно мягок, «пушист» на ходу: ничего общего с «зубастой», акцентированной и порой утомляющей собранностью Тигуана. Подвеска по-прежнему плотная, упругая - ни тени разболтанности, но Skoda меньше реагирует на мелкие изъяны покрытия и плавнее «скругляет» крупные. А уж если под колесами ровный гладкий асфальт – так и вовсе стелет по-кошачьи бархатно.
И тишина, нарушаемая лишь гулом от шипов да аэродинамическими присвистами в районе боковых зеркал и кромок ветрового стекла на высоких скоростях…
Под стать и управляемость. Полноприводный Yeti на 16-дюймовых зимних шинах Michelin X-Ice North идет по прямой как по рельсам – «валить» под 140 км/ч на нем одинаково приятно и по асфальтированному загородному шоссе, и по укрытому свежим снегом зимнику, и уверенно, словно по лекалу, почти без кренов чертит дуги разной крутизны. Реакции на управляющие действия – точные, но умеренно сдержанные, без граней, а сам руль, подчеркнуто легкий и несколько размытый в «ноле», с ростом угла поворота наливается внятным усилием. И даже нет-нет, да и проскальзывающая за этой вышколенностью повадок легкая отстраненность, дистанцированность от водителя не мешает полному пониманию автомобиля в любой ситуации. Под тягой в заснеженном повороте кроссовер сначала по-переднеприводному плывет передком наружу виража, затем переходит в плавное скольжение всеми четырьмя колесами, а под сброс газа охотно ввинчивается внутрь под неусыпным контролем строгой системы стабилизации ESP, отключить которую нельзя. Можно лишь слегка отодвинуть порог ее срабатывания, добавив в поведение Йети немного живости: чуть прикрыл газ, тут же снова открыл – и автомобиль, «выставив» заднюю ось, активно идет в дугу боком, но в ответ на любое стабилизирующее движение рулем навстречу скольжению электроника вновь властно пресекает всякое баловство, тормозами и ограничением подачи топлива в двигатель ставя машину на прямолинейный курс. Активному водителю столь безапелляционное вмешательство понравится вряд ли, но неподготовленного от неприятности в виде придорожного бруствера убережет.
Что до азарта… Может, он появится в поведении Йети на прогретом летнем асфальте? Обязательно дождемся и проверим.
А еще одной кнопкой с надписью off-road в нижней части центральной консоли можно перевести электронику в специальный «внедорожный» режим: реакции на акселератор здесь аккуратнее, мягче, ABS допускает кратковременную блокировку, а ESP – пробуксовку колес. А система помощи при спуске с горы позволяет даже на «нейтрали» регулировать скорость движения под уклон: нажал на педаль тормоза – поехал медленнее, нажал на газ – быстрее.
Хотя какое бездорожье по зубам «паркетнику» с практически «легковой» трансмиссией, короткоходными подвесками и 18-сантиметровым дорожным просветом? По лесному проселку проскочить, на полянку выбраться…
Да нужно ли больше? Вряд ли кто-то сегодня сомневается, что если Skoda захочет построить серьезный внедорожник, она его построит – благо, в арсенале VW есть Touareg, дебют нового поколения которого состоялся на прошедшем на днях Женевском автосалоне. Перед Yeti же стоят другие цели, и в каком-то смысле чехи уже попали в «десятку» - их первый кроссовер получился не только непохожим на фольксвагеновский «оригинал», но в чем-то даже лучше, особенно если делать выбор не сердцем, а головой.
Кроме того, Yeti и доступнее - в России цены на машины калужской «досборки» стартуют с отметки в 699000 руб. За эти деньги дилеры предлагают переднеприводные автомобили с мотором 1,2 л и «механикой» в базовой комплектации Active - на стальных 16-х колесах, но с багажными рейлингами на крыше, системой трансформации салона VarioFlex, кондиционером, передними электростеклоподъемниками, электроприводом и подогревом зеркал, подогревом передних сидений, центральным замком с ДУ, двумя подушками безопасности, активными подголовниками передних кресел и ABS. Такой же Йети в исполнении Ambition – с легкосплавными дисками колес, противотуманными фарами, 2-диновой аудиосистемой Bolero с сенсорным экраном, CD-чейнджером на 6 дисков и 8 динамиками, бортовым компьютером, датчиком дождя и круиз-контролем – обойдется на 60000 руб. дороже, за «робот» DSG в паре с системой стабилизации и помощи при старте в подъем попросят еще столько же, а самая богатая версия Experience – уже с DSG, задними стеклоподъемниками, двухзонным климат-контролем, отделкой руля и рычага КПП кожей, боковыми подушками безопасности водителя и переднего пассажира и 17-дюймовыми колесами стоит 879000 руб.
Правда, полноприводные версии с 1,8-литровым турбомотором на 200000 руб. дороже – от 899000 руб. за базовый Active до 1019000 руб. за топовый Experience. И все же, если прежде моими (и доброй половины редакции) фаворитами в этом классе безоговорочно были VW Tiguan и Ford Kuga, то теперь, доведись мне задуматься о покупке подобной машины, я бы присмотрелся и к Yeti. Пристально бы присмотрелся…
Skoda Yeti (данные производителя) |
||
Тип кузова |
5-дверный универсал |
|
Число мест |
5 |
|
Размеры, длина/ширина/высота, мм |
4223/1793/1691 |
|
Колесная база, мм |
2578 |
|
Колея колес передних/задних, мм |
1541/1537 |
|
Дорожный просвет, мм |
180 |
|
Объем багажника, л |
405-1760* |
|
Снаряженная масса, кг |
1345 |
1505 |
Полная масса, кг |
1890 |
2050 |
Двигатель |
бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
расположение |
спереди, поперечно |
спереди, поперечно |
число и расположение цилиндров |
4, в ряд |
4, в ряд |
рабочий объем, см³ |
1197 |
1798 |
диаметр цилиндра/ход поршня, мм |
71,0/75,6 |
82,5/84,1 |
степень сжатия |
10,0:1 |
9,6:1 |
число клапанов |
8 |
16 |
макс. мощность, л.с./кВт/об/мин |
105/77/5000 |
152/112/4500-6200 |
макс. крутящий момент, Нм/об/мин |
175/1500-3500 |
250/1500-4500 |
Коробка передач |
механическая, 6-ступенчатая (роботизированная, 7-ступенчатая) |
механическая, 6-ступенчатая |
Привод |
на передние колеса |
полный, с электромагнитной муфтой в приводе задних колес |
Передняя подвеска |
независимая, пружинная, McPherson |
|
Задняя подвеска |
независимая, пружинная, многорычажная, со стабилизатором |
|
Тормоза передние/задние |
дисковые, вентилируемые/дисковые |
|
Шины |
215/60 R16, 225/50 R17 |
|
Максимальная скорость, км/ч |
175 (173)** |
196 |
Время разгона 0- |
11,8 (12,0) |
8,7 |
Расход топлива, л/100 км |
|
|
городской цикл |
7,6 |
10,1 |
загородный цикл |
5,9 |
6,9 |
смешанный цикл |
6,4 |
8,0 |
Емкость топливного бака, л |
60 |
|
Топливо |
бензин АИ-95 |
|
* Со сложенными задними сидениями ** В скобках – данные для версий с роботизированной трансмиссией DSG |
comments powered by HyperComments