Тест-драйв Toyota FJ Cruiser от журнала "Автоэлита"
Тест-драйв Toyota FJ Cruiser от журнала "Автоэлита"
"Разве это внедорожник?", - говорил друг моего отца, долгое время проработавший в США, глядя на проезжавший мимо нас RAV4. Здесь он мечтательно смотрел вверх и неизменно говорил одно и тоже: "Только "сороковушка". Toyota Land Cruiser FJ40. Сколько кочек мы на ней пересчитали по просторам США, одной ей и известно…". Я старался спорить – разве прежние машины могут соперничать с нынешними по комфорту и электронному "обвесу"? В итоге, наш разговор всегда скатывался к традиционному спору отцов и детей об автомобилях. И тут я узнал, что можно на практике узнать, так ли хороша была Toyota FJ 40, очутившись в ее реинкарнации – Toyota FJ Cruiser. Как и 50 лет назад, этой машины вы не найдете в официальной продаже. Поможет мне узнать новую жизнь легенды, как обычно, Александр Морозов.
В 1941 году японские войска высаживаются на Филиппинах, принадлежащих тогда США. В ходе боев армия страны Восходящего солнца получает в качестве трофеев Bantam Mk II – один из лучших внедорожников своего времени. Машина отправляется в Японию, где на ее основе создается первый азиатский аналог. Создать машину, которая не боится дождей, грязи и может работать как можно дольше, было поручено компании Toyota. Через 4 года война закончилась, а наработки остались. Для начала они воплотились в автомобиле Jeep BJ, который с ходу завоевал любовь японских полицейских. Затем, после планов Toyota создать гражданский внедорожник, свет увидел Toyota. FJ20. Продолжая работать над внешним видом и начинкой автомобиля, амбициозная компания выпустила в 1960 году не на что не похожий автомобиль – легендарный уже Toyota FJ40. Высочайшая функциональность, уникальный дизайн и доступная цена позволили японской компании захватить американский рынок. В принципе, завоевать СШа, но немного по-другому, хотели солдаты, в 1941 году обнаружившие Bantam Mk II на пляжах Филиппин.
Прошло 50 лет, и в мире началась мода на ретро автомобили. Volkswagen New Beetle, Chrysler PT Cruiser, Ford Mustang, Mini – вот неполный список тех моделей, с которых бережно стряхнули пыль, подновили и бросили снова завоевывать рынок. Только рынок, потому что сердца и мысли автолюбителей эти машины завоевали уже давно. Так и FJ Cruiser – автолюбители мира ждали его давно, вспоминая славного его предшественника. Российские автомобилисты машину так и не дождались. Почему-то Toyota решила обойти с продажами страну, где сам бог велел реализовывать внедорожники с такими показателями проходимости и надежности. Поэтому, если в США официальная цена автомобиля не превышает $24 000, то в России вы сможете купить ее только у "серых" дилеров по цене не менее 2 000 000 рублей или $65 000. Давайте узнаем, стоит ли платить такие деньги.
Итак перед нами Toyota FJ Cruiser. То, что сразу бросается в глаза – это настоящий old school, полная копия того, что делали в шестидесятых.
FJ40 увидела свет в 1960 г.и стала третьим поколением Land Cruiser .Эффектный внешний вид пришелся по душе жителям солнечной Калифорнии, съемные двери и крыша делали эту машину идеальной для воскресных поездок на пляж. В то же время неприхотливость и высокая проходимость машины привлекли владельцев ранчо в Техасе. Производство FJ40 прекратилось в 1984 г. – на смену этой машине пришло новое, более современное поколение Land Cruiser – J70. За 24 года было продано более полумиллиона машин.
Оптика, радиаторная решетка, даже бампера капот и крыша - все стилизовано. Даже радиатор машины украшает простой шильдик с надписью Toyota. Фирменной тойотовской эмблемы на носу машины нет. Ее можно увидеть только на руле и дверце багажника – овалы, создающие стилизованную букву "Т" вошли в обиход значительно позже. FJ40 был похож на наш УАЗ, только наш уазик остановился в развитии, а FJ40 японцы через 50 лет реанимировали.
У машины очень большой дорожный просвет (235 миллиметров) и короткие свесы, чтобы можно было передвигаться по бездорожью. Но при посадке это вам аукнется - для этого надо взяться за особую ручку на передней стойке и, подтянувшись, зайти в салон. Большой клиренс и выступающие пороги не позволят сесть как обычно - сначала "пятой" точкой, а затем ногами. Специально для этой модели японские технари оставили укороченную базу Toyota 4Runner. Все, кто ездит по бездорожью, знают, что это славный джип от Toyota.
Производитель сделал ставку на проходимость, о которой часто забывают, когда говорят о джипах. Даже на шоссейной резине вы можете себе позволить гораздо больше, чем те, кто покупает кроссоверы и даже джипы, а ведь шины можно ставить абсолютно разные.
FJ Cruiser может быть темно-серым, черным, бордовым, синим или ярко-желтым. Других цветов не предусмотрено. Причем, какой колер вы бы не выбрали, крыша машины всегда будет белой. Это еще одна характерная особенность модели, дошедшая до нас из тех времен, когда автомобильные кондиционеры считались роскошью, и для того чтобы салон меньше нагревался на солнце, крыши машин красили в светоотражающий белый цвет.
Одна из главных фишек этого автомобиля – с одной стороны, он вроде бы трехдверный, а, с другой, пятидверный. Здесь есть три основные двери, плюс маленькие двери для того чтобы можно было залезть во второй ряд сидений. Но двери тяжелые получились. Чтобы открыть малые двери, сначала надо отворить передние, которые, соответственно, не закроются, пока распахнуты задние. Маленькие двери открываются на полный угол и против направления движения, а вот передние не совсем до конца. Мне кажется, можно было сделать чуть больше угол их открытия.
Крыша у автомобиля невысокая, за счет чего были сужены стекла, поэтому с обзором будут проблемы. Но, как мы писали выше, машина с военным прошлым, поэтому у нее даже не стекла, а настоящие бойницы. Будете подъезжать к светофору, не лезьте прямо под него, встаньте перед ним как можно раньше, чтобы и знаки видеть и другим не мешать. К такому обзору можно привыкнуть.
Из-за большой задней стойки будет трудно выдерживать обзор, если паркуетесь задом, но проблема, опять же, решаема. Заведете камеру заднего вида, и нет проблем. Компенсируют это все большие зеркала заднего вида, которые обеспечивают достойный боковой обзор. Сзади все такой же короткий свес и громадная дверь, за который скрывается целый склад для рыболова любителя или охотника. Объем багажника здесь 790 литров. Можно смело три коляски ставить и еще место для картошки останется. А если сложить задние сиденья, то вполне можно возить мотоцикл – до 1891 л багажа.
Под капотом у этого автомобиля настоящая "солянка". Судите сами – четырехлитровый двигатель V6, который раньше мы видели на Land Cruiser Prado, мощностью 239 лошадиных сил с муфтой VVTI, которую Toyota штампует и ставит на все моторы. Подвеска и вся ходовая от 4Runner, мотор от Land Cruiser Prado, все остальное от модели, которая выпускалась 50 с лишним лет назад – FJ40. Здесь 5-ступенчатый "автомат" внимательно сортирует передачи, что во многом предопределяет умеренный для внедорожника расход. Получилось неплохо на самом деле.
Согласно американским реалиям, Toyota выпускает FJ Cruiser как в полноприводном, так и в заднеприводном варианте. Для модификации 4х4 предназначены две версии трансмиссии – 6-ступенчатая МКПП и 5-ступенчатая АКПП. Крутящий момент составляет 278 Н•м при 3700 об/мин. "Механику" оснащают исключительно постоянным полным приводом с несимметричным дифференциалом Torsen и автоматической блокировкой при выборе пониженной передачи в раздаточной коробке, а "автомат" – только классическим подключаемым приводом. Сделано это для экономии топлива, с чем, компания, в принципе, справилась – чуть более 10 литров на 100 километров по трассе и 13-16 литров по бездорожью. А вот в городе вам придется раскошелиться – водители пишут о 19 литрах на 100 км.
Внутри FJ Cruiser полная стилизация под то, что мы видели снаружи. Центральная консоль гордо красуется голым металлом под цвет кузова - подобное решение часто встречалось в автомобилях лет 40 назад. Японцы ставили перед собой цель сделать так, как это было тогда. Но, это не значит, что воссоздавался спартанский режим прошлых лет – все очень практично. Если кнопки, то такие, чтобы на ходу, на кочках, да на большой скорости не промахнуться и попасть именно в ту, какую хочешь.
Все что должно быть в настоящем внедорожнике здесь есть: раздатки и блокировки, автоматическая коробка передач. Благодаря низкому полу в машине хватает места – а ведь при первом взгляде не скажешь! Причиной тому – короткие вертикальные передние стойки и лобовое стекло. Чтобы обеспечить максимальную площадь очистки широкого и узкого лобового стекла, потребовалась помощь еще одного "дворника".
Но, все же, не хватает цивилизации. Например, машина выходила в 2006 году и поэтому сейчас уже одного кондиционера маловато для полноценного климат-контроля. А ведь для России машина недешевая получилась, хотелось бы от нее и комфорт испытать. Во втором ряду не хватает места, для того чтобы посадить крупногабаритных пассажиров. Да и залезать туда не очень удобно – невозможно это сделать, не потревожив передних пассажиров из-за распашных дверей, о чем мы уже писали выше. Поэтому если ездите вдвоем, вариант отличный, с детьми тоже хорошо, а вот если большой компанией, да на природу, будет не очень комфортно.
Невзрачная, серенькая обивка сидений на самом деле – высокотехнологичный материал, обладающий водонепроникающими и грязеотталкивающими свойствами. Пол выстелен сплошной резиновой обивкой. В своей рекламе производитель зашел так далеко, что рекомендует мыть салон… из шланга: ни обивка, ни приборы, ни какая-либо электроника воды не боятся! Уверен, что мало кто из вас решиться мыть из шланга салон автомобиля стоимостью выше 2 000 000 рублей.
Понятно, что ездить на этой машине нужно там, где она может показать себя во всей красе. Специально для нее нашли маленький песчаный карьер. На деле. Хотя производитель и старается показать сходство FJ Cruiser c FJ40, вряд ли современной модели выпадет на своей шкуре испытать хотя бы половину того, что испытывал его предшественник. Если и у вас и окажется такой автомобиль, не в гараже же он будет стоять, значит и ездить чаще всего вам придется по городу. Мы же расскажем, как машина ведет себя в более-менее экстремальных условиях.
Настоящим внедорожником назвать машину можно не за все. Так, вся внешняя облицовка машины – расширители колесных арок и защита в бамперах, накладки на пороги, защита моторного отсека снизу – пластиковые. Производитель знал, что на ней вы вряд ли рванете покорять горные вершины, ограничившись пикником, поэтому решил сэкономить вес и стоимость FJ.
Сейчас мы подключим полный привод, чтобы на не ездить на заднем. Задний как раз хорош, чтобы по асфальту, в городском режиме экономить топливо. Мы же сейчас будем проверять машину на песке. Педаль тормоза только чуть-чуть отпускаешь, и четырехлитровый двигатель тебя уже потихонечку раскатывает. У подвески очень длинный ход - это отличительная черта 4Runner, которые прославились своей проходимостью и комфортом в условиях бездорожья. Комфорт заключается в том. что мы можем спокойно ездить по любым препятствиям, при этом, с достаточной скоростью. Благодаря шоссейным шинам и невообразимому крутящему моменту, FJ разгоняется до 100 км/ч за 7.5 секунды, что на две секунды быстрее Toyota Land Cruiser V8 и почти на четыре секунды быстрее Hummer H3.
Land Cruiser FJ40 с бензиновым 6-цилиндровым двигателем несколько десятилетий назад разгонялся до 100 километров за 14 секунд. Совсем неплохо по сравнению с 36 секундами, показанными тогда же Land Cruiser с бензиновым 4-цилиндровым двигателем! Максимальная скорость FJ Cruiser ограничена 180 км/ч, иначе он легко разогнался бы и до 200.
Заберемся на горку, чтобы проверить свесы. Получилось! Руль немного лифтит, но это сделано специально, чтобы его в руках не било, когда вы будете по кочкам ехать. Руль не разочаровывает пустотой и малой информативностью.
Для того чтобы ударить пробегом по бездорожью, тут есть все, от подключаемого переднего моста до блокировки заднего межколесного дифференциала. Последний активируется нажатием клавиши на центральной консоли, но только при включении понижающей передачи. Как пишут владельцы, на мокром и скользком покрытии можно подключить передние колеса. Межосевой дифференциал при этом останется свободным, а крутящий момент будет распределяться в соотношении 40:60 между передней и задней осями соответственно. При необходимости (например, в повороте или на неоднородном дорожном покрытии) это соотношение может автоматически изменяться. На тяжелом бездорожье межосевой дифференциал можно принудительно заблокировать, тогда крутящий момент будет распределяться поровну между осями, и вдобавок при этом включится пониженная передача.
Проходимость у этого автомобиля, как армейских джипов - практически без ограничений. Единственное, что может остановить, это серьезный уклон, градусов так под 65, или погодные условия. Но и там вам может повезти, и вы все же подниметесь вверх Только перед этим надо постоянно смотреть, включена ли у вас система антипробуксовки, иначе она вам наделает недобрых дел. Благодаря хорошему ходу амортизатора, внутри автомобиля не трясет, и вы можете не терять контроль над дорогой или ее подобием.
Продолжаем наше бездорожное хулиганство - подъем в горку, да с боковым смещением и под углом. Снова отлично! Правда, лучше поставить сюда дополнительную защиту, тем более, если решите зажигать где-нибудь на бездорожье, как мы сегодня пытаемся. База короткая широкая, можно позволять себе практически все. Небольшие кочки нам сегодня не помеха. С обзором проблематично - да, особенно если будете разворачиваться. Там рядом с задней стойкой, о которой уже говорил выше - маленькое окно. Вот в этом проблема будет. Но это только для тех, кто в городе только учится парковаться. А вот боковые зеркала - отличный обзор! Как нам рассказали, при эксплуатации с прицепом Toyota раскрывает еще одно из своих лидерских качеств - он может буксировать на крюке 2268 кг по американским нормам и сразу 2800 кг по европейским!
Иногда начинаешь, глядя на такие модели горевать - почему ты не можешь купить их здесь, дома у себя, почему приходится переплачивать?
На официальном сайте Toyota вы сможете увидеть, сколько машина стоит в Штатах - $24 200. У нас же, как мы уже писали выше, цена в 2-3 раза выше. Решись Toyota продавать FJ Cruiser в России, конкурентов у него было бы не так много. Он мощен, как и Hammer H2, но при этом более экономен. Он почти также удобен, как Prado, но более долговечен и неприхотлив. На нем вполне можно ездить по городу, привлекая взгляды населения редкой машиной, выбраться в лес по грибы, или в свое удовольствие штурмовать песчаные горы в карьерах. Все это он может. Думается, продавайся он в России по американской цене, мы бы видели его на наших дорогах довольно часто, а наши споры с другом моего отца прекратились бы надолго – и он и я знали бы, что проходимость и надежность могут быть комфортными и недорогими. Как и в FJ40.
P.S. Журнал Consumer Reports в 2009 году выпустил свой ежегодный рейтинг надежности автомобилей, составленный на основании опроса 1,4 миллиона владельцев. По итогам этого опроса FJ Cruiser был признан самым надежным среднеразмерным внедорожником.
Плюсы и минусы
Плюсы |
Минусы |
|
|
Советы от Морозова
• Не паркуйтесь прямо перед светофором! Старайтесь встать чуть перед ним, тогда проблем с обзором проблем не будет.
• Просчитывайте тормозной путь – в машине 2 тонны веса, поэтому никто мгновенного торможения вам не обещает.
• Старайтесь ее не ломать. Машину в России не продают, так что запчасти из Японии или США вам придется ждать несколько недель.
• Поездки большой компанией на этом автомобиле лучше не планировать – задним пассажирам не так удобно, как передним, да и много народу туда не поместиться. Плюс, спускаться и залазить в задний ряд вам придется на высоту 24 сантиметров безо всякой помощи. Хотя, багажник же большой…
• Если уж досталась такая машина, то почаще ездите на ней по бездорожью. Поверьте, эти ощущения того стоят!
comments powered by HyperComments