Наверх ↑
Свернуть ↑

Восстановление локальных повреждений окрашенных элементов кузова

20.01.2009 21:30

 

Возможностей для того, чтобы на кузове появилась царапина, скол или вмятина, жизнь дает автовладельцу предостаточно. Летящие из-под колес камни, неудачные собственные неосторожные маневры и т. д. – все это может оставить на кузове характерные следы, которые портят вид машины и вызывают коррозию. Избавиться от них не только эстетически приятно, но и технически полезно. Что ж, приступим к ликвидации.

Большое в малом
Профессиональное восстановление даже небольших повреждений на кузове – это достаточно большой комплекс работ, когда решаются две основные задачи ремонта: восстановление внешнего вида элемента и защита его от коррозии. Прежде всего, прибыв на станцию, машина осматривается мастером, который оценивает размер повреждений и соответственно "диагнозу" – вид и объем ремонтных работ. После этого клиенту называется ориентировочная их стоимость (о ценообразовании – далее), и, если договоренность достигнута, машина отправляется на мойку, где с нее перед постановкой в ремонтный участок тщательно удаляются все загрязнения.

С этого, собственно, и начинается операция по восстановлению. Следующее, что необходимо сделать, – это обеспечить максимальный доступ к поврежденному элементу и удобство работы с ним. Для чего, в зависимости от места повреждения и конструктивных особенностей машины, иногда сам элемент целиком снимается с автомобиля, как поступают, например, если пострадал капот или крыло с резьбовым креплением. Если же его снять нельзя, как, например, порог или крыло, закрепляемые сваркой, тогда снимается вся мешающая работе обвеска: молдинги, бамперы, расширители порогов и т. д.
Следующий этап – предварительное механическое исправление геометрии – рихтовка, которая делается, если повреждение сопряжено со вмятиной на металле. В этом случае важно выправить вмятину и подготовить поверхность таким образом, чтобы одновременно выполнялось два необходимых условия: металл не должен получить растяжений и разрывов и при этом он должен быть выправлен так, чтобы для окончательного выравнивания нужно было класть как можно меньше шпаклевки.
Вмятины, сколы и коррозия на заднем крыле Вмятины, сколы и коррозия на арке

После этого машина поступает в малярный участок. Здесь область повреждения сначала подготавливается: с помощью абразивного инструмента и набора растворителей производится механическая и химическая обработка, при этом удаляется ржавчина, отставшая краска, и выравнивается микрорельеф. Далее, в случае необходимости, наносится шпаклевка и с помощью шлифовки поверхность выравнивается окончательно. Подготовленная таким образом область повреждения затем покрывается грунтовочной краской, на которую уже накладывается краска основная – в цвет кузова, все просушивается и, по необходимости, делается полировка.

Все. После обратной установки снятых элементов можно забирать машину. Впрочем, мы пропустили один момент – то, что скрывается за простыми словами "окраска в цвет кузова".

Все цвета радуги
Подбор цвета – важнейший этап при ремонте локальных повреждений, от чего напрямую зависит конечный результат. Особенное значение подбор краски приобретает, когда машина окрашена в различные полутоновые цвета и металлики, когда даже малейшее несовпадение будет бросаться в глаза. Дело в том, что достичь полного соответствия цвета для таких окрасок труднее всего.
Сколы на дверях Сколы на дверях

Начнем с того, что каждый цвет имеет свой цифровой код, обозначающий, из каких базовых цветов и в каких пропорциях он был получен. Для облегчения задачи по подбору многие автозаводы предоставляют на станции не только код, но и специальные тестовые "выкраски" с уже нанесенным реальным покрытием, которым красят машины. И при формальном подходе сделать нужный тон, на первый взгляд, не составляет труда: существуют специальные стенды, на которых можно "слить" цвета по коду, подогнать под выкраску и получить оттенок. Но он во многих случаях совпадать не будет.

Дело в том, что на оттенки цвета, который имеет конкретно взятый автомобиль, влияет множество различных факторов. Прежде всего, это поставки серии краски, которая при номинально одном и том же коде, у химического завода-изготовителя может несколько отличаться по оттенку. Также на получаемый цвет влияют условия нанесения: достаточно небольшого "штатного" колебания давления в красящей установке завода, чтобы, например, зерно металлика легло выше или ниже, изменив тем самым оттенок и т. н. игру света. Поэтому на практике у сложного цвета на один и тот же код может приходиться до 20 различных оттенков.

И здесь решающее значение приобретает "человеческий фактор", то есть индивидуальный профессионализм и мастерство колориста – мастера по подбору цвета и приготовлению краски нужного оттенка. То, чего нет в цифрах кода и не способен различать стенд, видит глаз настоящего профессионала.
Профессиональный краскопульт Инфракрасная лампа Покрасочная камера

Нюансов целое множество. Так, важно учитывать сходство цвета не только на тестовых пластинах, но и "вживую", на автомобиле. В зависимости от того, как – горизонтально или вертикально – стоит элемент с повреждением, на какое место оно приходится – на плоскость или ребро, с какими другими элементами оно соседствует, в какой части автомобиля – вносятся коррективы в приготовление цвета. При необходимости пробуют цвет в различном освещении: естественном дневном, искусственном – под лампой (имитация уличных фонарей), в полутьме и т. д., что позволяет лучше разглядеть и подобрать игру света для краски-металлика.

В особо сложных случаях, когда четко подобрать цвет "один к одному", чтобы он совпадал при любом освещении и угле зрения, не удается, делается т. н. растушевка – плавный (размытый) переход на соседние элементы. В этом случае цвета "сводятся" через несколько переходных оттенков, нивелирующих разницу между окрашенным местом повреждения и остальными частями кузова.
Установка для смешивания красок Установка для смешивания красок

Кстати, с колористом всегда рука об руку работает маляр, и конечный результат определяется мастерством каждого из них и их взаимопониманием – это должна быть одна профессиональная команда. Если уж на заводе у покрасочных роботов возникают "колебания" в настройках, отчего изменяется цвет, то что говорить о ручной окраске краскопультом. Расстояние от распылителя, его тип, давление воздуха и даже направление движения краски – все это оказывает влияние на полученный оттенок. Правильно нанести правильно выбранный цвет – это совместная задача мастеров, выполнение которой, собственно, и оценивает в итоге заказчик-автовладелец.

Сколько стоит
Цена ремонта локальных повреждений может быть $100, а может быть $1 тыс. Сумма определяется конкретным случаем и зависит от того, нужны ли (и в каком объеме) снятие обвески и самого элемента, каковы размер и вид собственно повреждений, требуется ли выправление геометрии – рихтовка и шпаклевание – и т. д. Так, на станциях высокого уровня ремонт, например, следа от камня – вмятины размером с пятирублевую монету, имеющую посередине скол до металла, обойдется в среднем в $150-250. Много это или мало – вопрос индивидуальный. Но как показывает постоянный спрос на такой ремонт – внешний вид хорошей новой машины стоит дороже.

Благодарим за содействие в подготовке материала компанию "СЕТАвто"


Текст: Михаил Щелоков
Источник: журнал "Колеса"

comments powered by HyperComments
АвтоNews: рассказ о тренировке Сергея Ременника

АвтоNews: рассказ о тренировке Сергея Ременника

Ралли - самая универсальная дисциплина в автоспорте.
В дрифте только девушки

В дрифте только девушки

При виде этой помятой «боевой» машины, которая вытворяет на льду нечто невообразимое, трудно представить, что за рулем сидит привлекательная девушка.
Как уберечь двигатель от раннего капитального ремонта

Как уберечь двигатель от раннего капитального ремонта

Ищем и тестируем масло, которое действительно работает.
SKODA Kodiaq: младшенький

SKODA Kodiaq: младшенький

Стоит ли брать «мишку» с двигателем 1,4 TSI?
18 идей автоподарков к Новому году

18 идей автоподарков к Новому году

Как оригинально и недорого поздравить автомобилиста.
Сварщица из В.Пышмы варит трубы и розы из титана

Сварщица из В.Пышмы варит трубы и розы из титана

В нашей стране сваркой автомобилей занимается не более 3-4 женщин, и одна из них работает в Верхней Пышме.
Когда опасно «прикуривать» от чужого аккумулятора

Когда опасно «прикуривать» от чужого аккумулятора

Ищем способы решения проблемы севшего АКБ.
Почему не нужно покупать кроссовер

Почему не нужно покупать кроссовер

Тестируем европейский универсал 4х4 с багажником 588 л, крутой управляемостью и высокой проходимостью.
Subaru XV: революционер

Subaru XV: революционер

Штурмуем снежное бездорожье на новом кроссовере Subaru XV.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.