Наверх ↑
Свернуть ↑

Грунтование

14.04.2009 17:33

Грунтование — ответственный процесс, от качества которого во многом зависит прочность лакокрасочного покрытия и его защитные свойства. Нанесение грунтовки необходимо для качественного сцепления лакокрасочных материалов или шпатлевки с металлом. Сам по себе грунт является защитным слоем. Это знает каждый автолюбитель, который до перекраски кузова долго ездил с зашпатлеванным и загрунтованным в местах повреждений кузовом. Не очень эстетично, но вполне предохраняет от ржавчины.  Основное требование к грунтовкам: они должны обеспечивать прочную адгезию покрытия к металлу и его высокие защитные свойства. Это достигается сочетанием пленкообразующих компонентов со специальными пигментами — ингибиторами коррозии металла, введением в композицию различных поверхностно-активных веществ и других добавок.

От эмалей грунтовки отличаются повышенным содержанием пигментов и тем, что пигменты в них применяются преимущественно противокоррозионные. Защитные свойства грунтовок объясняются прежде всего пассивирующим действием противокоррозионных пигментов, входящих в их состав. Адгезионная прочность грунтовочных слоев обратно пропорциональна их толщине, поэтому их наносят тонким слоем, хотя при большей толщине они имели бы гораздо лучшие защитные свойства.

Грунтовка представляет собой взвесь. Именно поэтому перед употреблением ее тщательно перемешивают, так как при хранении возможно оседание пигментов, а в некоторых случаях, при необходимости, разводят растворителем До рабочей вязкости. Готовую грунтовку фильтруют через 2—3 слоя марли или капроновой сетки. Если в грунтовку для ускорения высыхания вводят сиккатив, его нужно добавить непосредственно перед применением грунтовки.

Не подлежащие длительному хранению грунтовки обычно составляют на месте применения. Для двухком-понентных эпоксидных грунтовок в качестве отвердителя обычно используют 50 %-ный раствор гексаметилен-диамина в спирте (отвердитель № 1) или полиэтиленпо-лиамины, которые вводят в количестве 8—10 %.

Отвердителями в полиуретановых грунтовках служат толуилендиизоцианат и ДГУ (70 %-ный циклогексаноновый раствор продукта взаимодействия диэтиленгликоля с толуилендиизоцианатом).

Учитывая малый срок хранения грунтовок с отвердителями, их рекомендуется готовить в небольших количествах, чтобы успеть использовать до загустения.

Какую именно грунтовку следует выбрать? Ведь по назначению и свойствам они довольно сильно отличаются. Приведем несколько групп грунтовок.

Пассивирующие грунтовки.

В их состав входят хроматы и фосфаты. Пассивирующие грунтовки содержат пассивирующие пигменты.

Пигменты в таких грунтовках не реагируют с пленкообразующей основой и не влияют на коррозионный процесс. К таковым относятся, например, грунтовки ГФ-021 и ФЛ-ОЗК.

К грунтовкам этого типа относится свинцовосуричная, которую часто используют для защиты днища и крыльев автомобиля. Ее приготовляют непосредственно перед употреблением, смешивая сухой свинцовый сурик с натуральной олифой или олифой «оксоль» в соотношении 2:1 по массе. Эту грунтовку наносят только кистью. Вязкость грунтовки должна быть такая, чтобы после ее нанесения риски от кисти исчезали в течение 30—60 с. Если используется натуральная олифа, для уменьшения вязкости рекомендуется добавлять в грунтовку 5—8 % уайт-спирита или скипидара. Грунтовки надо наносить на предварительно подготовленную и очищенную от продуктов коррозии и жировых загрязнений поверхность тонкими слоями толщиной 10—20 мкм.

Готовую свинцово-суричную грунтовку можно хранить при температуре до 10° С не более 14 суток, при 11— 20 °С не более 7 суток, при более высокой температуре не более 3 суток. По истечении указанных сроков грунтовка становится непригодной. Расход грунтовки 160—180 г/ма.

Протекторные грунтовки.

Они отличаются тем, что содержат металлический порошок с более высоким, чем железо, отрицательным потенциалом, обеспечивающий катодную защиту. В эту группу входят грунтовки ПС-1, ЭП-057 и др. Грунтовку ПС-1 готовят непосредственно перед употреблением, смешивая цинковую пыль с 10 %-ным раствором полистирола в ксилоле из расчета 1,5 части цинковой пыли на 1 часть раствора.

Есть грунтовки (например, ЭП-057), которые специально предназначены для длительной защиты от коррозии частей автомобиля, эксплуатируемых в самых коррозионных жестких условиях: это днище, нижняя поверхность крыльев и др. Такая грунтовка представляет собой суспензию цинкового порошка в растворе эпоксидной смолы. За 30 мин до нанесения, на 100 массовых частей соотношении: на 100 массовых частей берут 5—7 массовых частей кислоты. После смешивания срок хранения грунтовки составляет не более 24 ч. В рабочем состоянии грунтовка имеет вязкость 100—240 с. Грунтовку-модификатор Э-ВА-01 ГИСИ надо наносить на обезжиренную поверхность при температуре воздуха не ниже +10 °С (оптимальная температура от 15 до 25 °С). Допускается нанесение грунтовки на слегка влажную поверхность. После высыхания грунтовка Э-ВА-01 ГИСИ, нанесенная на ржавую поверхность, образует пленку от зеленого до темно-синего цвета.

Грунтовка Э-ВА-0112 может быть использована при окраске поверхностей со слоем ржавчины не более 100 мкм. Рекомендуется для эксплуатации в атмосферных условиях. Перед применением основу грунтовки надо смешать с ортофосфорной кислотой из расчета: 100 массовых частей основы и 3 массовые части 85%-ной ортофосфорной кислоты или 4 массовые части 70%-ной ортофосфорной кислоты. Перед нанесением смесь выдерживают при температуре 18—22 °С в течение 1 ч.

Эффективность действия грунтовок-преобразователей определяется равномерностью распределения продуктов коррозии и однородностью их природы. Максимальная толщина слоя ржавчины, по которому можно наносить грунтовки, — 100 мкм. Грунтовки непригодны для нанесения на поверхность, покрытую окалиной.

Грунтовка ГФ-021 предназначена для грунтования металлических поверхностей под покрытия различными эмалями. Ее используют также в качестве промежуточного слоя для улучшения адгезии меламиноалкидных и нитроэмалей к эпоксидным шпатлевкам. По технологичности нанесения и сушки, а также по защитным свойствам эта грунтовка соответствует требованиям, предъявляемым к материалам для восстановительной окраски автомобиля. Наносить ее можно как краскораспылителем, так и кистью.

Покрытие грунтовкой ГФ-021 имеет хорошую адгезию к металлу, шпатлевкам и покровным эмалям, стойко к перепаду температур от —40 до +60 "С.

Под нитроэмали грунтовку рекомендуется сушить при температуре 100—110° С, так как в этом случае она устойчива к растворителям № 646, 647. Если возможности высушить грунтовку ГФ-021 при повышенной температуре нет, то время ее сушки до нанесения нитроэмали должно составлять не менее 48 ч при температуре 18—22 °С. Если грунтовка высушена недостаточно, пленка нитроэмали будет морщиться.

И последнее — лакокрасочное покрытие гораздо прочнее ложится на грунт, подвергшийся горячей сушке. Но все-таки напомним, что каждый слой покрытия, и грунт в том числе, пост высыхания должен быть отшлифован. Грунтовка должна быть отшлифована до идеальной поверхности.

www.abc-paint.info

comments powered by HyperComments
Почему не нужно менять масло в сервисе

Почему не нужно менять масло в сервисе

Как без навыков и оборудования самому поменять масло в двигателе.
Новая Toyota Camry: решительные перемены

Новая Toyota Camry: решительные перемены

Самый популярный бизнес-седан превзошел сам себя и показал, что «новый» - это действительно новый. Совсем новый. Абсолютно.
Mio MiVue C330: недорогой надёжный регистратор с GPS-модулем от известного бренда

Mio MiVue C330: недорогой надёжный регистратор с GPS-модулем от известного бренда

К 2018 году даже недорогие видеорегистраторы научились снимать видео хорошо.
7 простых способов заработать на своем автомобиле

7 простых способов заработать на своем автомобиле

Автомобилисты привыкли вкладывать деньги в свои машины, но на них можно и зарабатывать.
Самые крутые лайфхаки для авто-2

Самые крутые лайфхаки для авто-2

Продолжаем решать автомобильные проблемы без денежных вложений и временных затрат.
Самые крутые лайфхаки для авто

Самые крутые лайфхаки для авто

Как автомобилисту упростить жизнь без дополнительных трат и особых хлопот.
Какие изменения ждут автомобилистов в 2018 году

Какие изменения ждут автомобилистов в 2018 году

На водителей возложат больше ответственности, а цены на топливо и автомобили продолжат расти.
Ломаются все: ищем слабые места у самых популярных авто

Ломаются все: ищем слабые места у самых популярных авто

Выбираете автомобиль? Готовьтесь «лечить» его хронические болячки.
АвтоNews: раритеты из пластика

АвтоNews: раритеты из пластика

Парень из Екатеринбурга создает модели уникальных советских автомобилей.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.