Наверх ↑
Свернуть ↑

Грунтование

14.04.2009 17:33

Грунтование — ответственный процесс, от качества которого во многом зависит прочность лакокрасочного покрытия и его защитные свойства. Нанесение грунтовки необходимо для качественного сцепления лакокрасочных материалов или шпатлевки с металлом. Сам по себе грунт является защитным слоем. Это знает каждый автолюбитель, который до перекраски кузова долго ездил с зашпатлеванным и загрунтованным в местах повреждений кузовом. Не очень эстетично, но вполне предохраняет от ржавчины.  Основное требование к грунтовкам: они должны обеспечивать прочную адгезию покрытия к металлу и его высокие защитные свойства. Это достигается сочетанием пленкообразующих компонентов со специальными пигментами — ингибиторами коррозии металла, введением в композицию различных поверхностно-активных веществ и других добавок.

От эмалей грунтовки отличаются повышенным содержанием пигментов и тем, что пигменты в них применяются преимущественно противокоррозионные. Защитные свойства грунтовок объясняются прежде всего пассивирующим действием противокоррозионных пигментов, входящих в их состав. Адгезионная прочность грунтовочных слоев обратно пропорциональна их толщине, поэтому их наносят тонким слоем, хотя при большей толщине они имели бы гораздо лучшие защитные свойства.

Грунтовка представляет собой взвесь. Именно поэтому перед употреблением ее тщательно перемешивают, так как при хранении возможно оседание пигментов, а в некоторых случаях, при необходимости, разводят растворителем До рабочей вязкости. Готовую грунтовку фильтруют через 2—3 слоя марли или капроновой сетки. Если в грунтовку для ускорения высыхания вводят сиккатив, его нужно добавить непосредственно перед применением грунтовки.

Не подлежащие длительному хранению грунтовки обычно составляют на месте применения. Для двухком-понентных эпоксидных грунтовок в качестве отвердителя обычно используют 50 %-ный раствор гексаметилен-диамина в спирте (отвердитель № 1) или полиэтиленпо-лиамины, которые вводят в количестве 8—10 %.

Отвердителями в полиуретановых грунтовках служат толуилендиизоцианат и ДГУ (70 %-ный циклогексаноновый раствор продукта взаимодействия диэтиленгликоля с толуилендиизоцианатом).

Учитывая малый срок хранения грунтовок с отвердителями, их рекомендуется готовить в небольших количествах, чтобы успеть использовать до загустения.

Какую именно грунтовку следует выбрать? Ведь по назначению и свойствам они довольно сильно отличаются. Приведем несколько групп грунтовок.

Пассивирующие грунтовки.

В их состав входят хроматы и фосфаты. Пассивирующие грунтовки содержат пассивирующие пигменты.

Пигменты в таких грунтовках не реагируют с пленкообразующей основой и не влияют на коррозионный процесс. К таковым относятся, например, грунтовки ГФ-021 и ФЛ-ОЗК.

К грунтовкам этого типа относится свинцовосуричная, которую часто используют для защиты днища и крыльев автомобиля. Ее приготовляют непосредственно перед употреблением, смешивая сухой свинцовый сурик с натуральной олифой или олифой «оксоль» в соотношении 2:1 по массе. Эту грунтовку наносят только кистью. Вязкость грунтовки должна быть такая, чтобы после ее нанесения риски от кисти исчезали в течение 30—60 с. Если используется натуральная олифа, для уменьшения вязкости рекомендуется добавлять в грунтовку 5—8 % уайт-спирита или скипидара. Грунтовки надо наносить на предварительно подготовленную и очищенную от продуктов коррозии и жировых загрязнений поверхность тонкими слоями толщиной 10—20 мкм.

Готовую свинцово-суричную грунтовку можно хранить при температуре до 10° С не более 14 суток, при 11— 20 °С не более 7 суток, при более высокой температуре не более 3 суток. По истечении указанных сроков грунтовка становится непригодной. Расход грунтовки 160—180 г/ма.

Протекторные грунтовки.

Они отличаются тем, что содержат металлический порошок с более высоким, чем железо, отрицательным потенциалом, обеспечивающий катодную защиту. В эту группу входят грунтовки ПС-1, ЭП-057 и др. Грунтовку ПС-1 готовят непосредственно перед употреблением, смешивая цинковую пыль с 10 %-ным раствором полистирола в ксилоле из расчета 1,5 части цинковой пыли на 1 часть раствора.

Есть грунтовки (например, ЭП-057), которые специально предназначены для длительной защиты от коррозии частей автомобиля, эксплуатируемых в самых коррозионных жестких условиях: это днище, нижняя поверхность крыльев и др. Такая грунтовка представляет собой суспензию цинкового порошка в растворе эпоксидной смолы. За 30 мин до нанесения, на 100 массовых частей соотношении: на 100 массовых частей берут 5—7 массовых частей кислоты. После смешивания срок хранения грунтовки составляет не более 24 ч. В рабочем состоянии грунтовка имеет вязкость 100—240 с. Грунтовку-модификатор Э-ВА-01 ГИСИ надо наносить на обезжиренную поверхность при температуре воздуха не ниже +10 °С (оптимальная температура от 15 до 25 °С). Допускается нанесение грунтовки на слегка влажную поверхность. После высыхания грунтовка Э-ВА-01 ГИСИ, нанесенная на ржавую поверхность, образует пленку от зеленого до темно-синего цвета.

Грунтовка Э-ВА-0112 может быть использована при окраске поверхностей со слоем ржавчины не более 100 мкм. Рекомендуется для эксплуатации в атмосферных условиях. Перед применением основу грунтовки надо смешать с ортофосфорной кислотой из расчета: 100 массовых частей основы и 3 массовые части 85%-ной ортофосфорной кислоты или 4 массовые части 70%-ной ортофосфорной кислоты. Перед нанесением смесь выдерживают при температуре 18—22 °С в течение 1 ч.

Эффективность действия грунтовок-преобразователей определяется равномерностью распределения продуктов коррозии и однородностью их природы. Максимальная толщина слоя ржавчины, по которому можно наносить грунтовки, — 100 мкм. Грунтовки непригодны для нанесения на поверхность, покрытую окалиной.

Грунтовка ГФ-021 предназначена для грунтования металлических поверхностей под покрытия различными эмалями. Ее используют также в качестве промежуточного слоя для улучшения адгезии меламиноалкидных и нитроэмалей к эпоксидным шпатлевкам. По технологичности нанесения и сушки, а также по защитным свойствам эта грунтовка соответствует требованиям, предъявляемым к материалам для восстановительной окраски автомобиля. Наносить ее можно как краскораспылителем, так и кистью.

Покрытие грунтовкой ГФ-021 имеет хорошую адгезию к металлу, шпатлевкам и покровным эмалям, стойко к перепаду температур от —40 до +60 "С.

Под нитроэмали грунтовку рекомендуется сушить при температуре 100—110° С, так как в этом случае она устойчива к растворителям № 646, 647. Если возможности высушить грунтовку ГФ-021 при повышенной температуре нет, то время ее сушки до нанесения нитроэмали должно составлять не менее 48 ч при температуре 18—22 °С. Если грунтовка высушена недостаточно, пленка нитроэмали будет морщиться.

И последнее — лакокрасочное покрытие гораздо прочнее ложится на грунт, подвергшийся горячей сушке. Но все-таки напомним, что каждый слой покрытия, и грунт в том числе, пост высыхания должен быть отшлифован. Грунтовка должна быть отшлифована до идеальной поверхности.

www.abc-paint.info

comments powered by HyperComments
На ковер! Несколько полезных советов по выбору ковриков в автомобиль.

На ковер! Несколько полезных советов по выбору ковриков в автомобиль.

Обычно коврики в салон приобретают сразу после покупки автомобиля или тогда, когда необходимо заменить старые.
Полезные советы при выборе подержанного авто. Часть 2. Как узнать, является ли автомобиль «распилом» и был ли он в ДТП

Полезные советы при выборе подержанного авто. Часть 2. Как узнать, является ли автомобиль «распилом» и был ли он в ДТП

В данной публикации заострим внимание на том, как определить, был ли автомобиль в ДТП, и не является ли он «распилом» или, как еще говорят, «конструктором».
Бракованная машина: как ее вернуть дилеру?

Бракованная машина: как ее вернуть дилеру?

На написание данной статьи нас подтолкнули нередкие «истории из жизни» горе-покупателей. Счастливые обладатели новеньких авто за крайне короткое время лишались не только этого статуса, но и транспортного средства из-за его технических неисправностей.
8 полезных советов по выбору подержанного автомобиля. Как не купить кота в мешке?

8 полезных советов по выбору подержанного автомобиля. Как не купить кота в мешке?

Выбирая подержанный автомобиль, на что бы вы обратили внимание? Многие сделают ставку на пробег, год, внешний вид автомобиля. Разобраться в тонкостях выбора помогут следующие советы.
Однажды в холодную зимнюю пору, к машине я вышел… Вот так сюрприз!

Однажды в холодную зимнюю пору, к машине я вышел… Вот так сюрприз!

Многие автолюбители знакомы с неприятными сюрпризами, которые преподносит автомобиль в морозы. В этой статье речь пойдет о том, как с ними справиться и избежать их повторного появления.
Как сэкономить на штрафах ГИБДД: выбран лучший радар-детектор 2013 года

Как сэкономить на штрафах ГИБДД: выбран лучший радар-детектор 2013 года

Такой новогодний подарок обрадует любого автомобилиста.
Нарушение без наказания. Создание помех для движения.

Нарушение без наказания. Создание помех для движения.

Сейчас в интернете все чаще стали появляться объявления следующего характера: «Ищу очевидцев аварии, которые смогут дать показания, а по возможности — предоставят записи видеорегистратора». Авторами таких объявлений нередко становятся родственники участников ДТП, получивших тяжелые травмы и увечья.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.