Наверх ↑
Свернуть ↑

Лаки

14.04.2009 17:53

Для покраски кузовов автомобилей применяются различные лаки  материалы, которые содержат вещества, обеспечивающие покрытию блеск. Химическая промышленность постоянно предлагает новые виды лаков. Современные лаки удобны в использовании, быстро сохнут, хорошо держатся на грунтах и других красках, обеспечивают не только эстетичный внешний вид, но и защиту кузова.

Первыми для этих целей стали использовать целлюлозные лаки. Они высыхают гораздо быстрее масляных красок, после высыхания дают блеск. Долгое время целлюлозные лаки были основным лакокрасочным материалом для покрытия кузовов автомобиля. И хотя сегодня целлюлозные лаки практически не применяются при ремонте кузовов автомобилей, привести технологию нанесения целлюлозных лаков все же нелишне.

На хорошо высушенный грунт из краскопульта или компрессора распыляют лак, разведенный разбавителем в соотношении 1:1. Распыляют лак с расстояния 20—25 см от окрашиваемой поверхности. Лак наносят в три перекрестных слоя. Последний слой напыляют лаком, разведенным с разбавителем в соотношении 3:1, для придания более интенсивного блеска. Сушка лака на отсутствие прилипания длится от 45 мин до 4—6 ч, в зависимости от температуры окружающей среды. После сушки покрытие полируют.

Целлюлозные лаки обладают рядом недостатков:

- пожаро опасность;
-быстрое испарение (в них много растворителя);
-требуют нанесения большого количества слоев;
-быстро теряют цвет (выгорают);
-обладают слабым блеском после нанесения из краскораспылителя, требуют полировки.

Так что в настоящее время эти лаки заменены более современными материалами.

Глифталевые лаки. Это растворы синтетических смол. Они начали применяться еще до целлюлозных лаков, но, в отличие от них, в усовершенствованном виде применяются до сих пор.

Главной причиной вытеснения глифталевых лаков целлюлозными явилась более медленная их сушка. Однако по качеству глифталевые покрытия обладают рядом достоинств. А именно:

-высокая закрывающая способность;
-блеск сразу же после покраски;
-более эластичная и менее хрупкая пленка лака по сравнению с пленкой целлюлозного лака.

Глифталевые лаки на воздухе при комнатной температуре твердеют следующим образом.

-Через 1 ч к окрашенной поверхности не прилипает пыль.
-Через 3—4 ч поверхность можно осторожно потрогать рукой.
-Через 24 ч пленка становится твердой.

Но полное затвердевание глифталевых лаков продолжается дольше указанного времени  по истечении 15— 30 суток. До тех пор лаки остаются хрупкими, чувствительными к воздействию растворителей, в т. ч. высококачественного бензина и даже его паров. Это существенный недостаток. Сокращения времени сушки добились двумя путями. Первый  нагрев до температуры 60—80 "С в течение определенного отрезка времени. Второй выход нашли химики. Глифталевые лаки долго оставались одно-компонентными, т. е. без активатора сушки. Новое поколение глифталевых лаков — двухкомпонентные. Речь идет о глифталевых.лаках, вступающих в реакцию с катализатором (отвердителем), который позволяет значительно уменьшить время сушки и ощутимо повысить прочность лака.

Глифталевые лаки наносят на глифталевые или эпоксидные подложки, акриловые термотвердеющие, глифталевые горячей сушки и акрилполиуретановые лаки. Нельзя накладывать глифталевые лаки на термопластичные основы, из-за их чувствительности к воздействию температуры.

Для обеспечения качественного выполнения работы необходимо нанести грунт на исходную или отремонтированную основу, или даже на неповрежденную поверхность, что даст сцепление краски без пробелов. Разбавление лака для нанесения из краскораспылителя зависит от марки лака и колеблется в пределах 15—35 %. При температуре ниже 20 °С и отсутствии вентиляции применяют легкие разбавители. При температуре выше 20 °С и в вентилируемой кабине применяют тяжелые разбавители. Сушка глифталевых лаков с отвердителем может проходить на воздухе при температуре окружающей среды 20— 25 "С, в камере с температурой 60 "С сушка может быть ускорена.

Наносят лак при температуре 20 °С. Важна степень точности разбавления лака, она влияет на удобство работы и на окончательный результат. Следует учитывать, что вязкость изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Глифталевые лаки очень чувствительны к колебаниям температуры.

Как видим, глифталевые лаки наносят горячим и холодным способами. При нанесении лака из краскораспылителя расстояние между соплом и окрашиваемой поверхностью выдерживают в пределах 20—25 см. Вначале наносят тонкий слой (пленка сцепления), затем, через 5 минут, наносят второй поперечный слой. Для трудно перекрываемых цветов иногда наносят и третий слой. После выдержки в течение 24—36 ч возобновляют окраску однокомпонентной краской и после 12 ч — глифталевой краской с отвердителем. Степень влажности не должна превышать 75 %. После выдержки в течение 10 мин при температуре 20 °С, необходимой для испарения растворителя (предварительная сушка), окрашенный кузов можно поместить в сушильную камеру с температурой 60—80 "С на 30—45 мин.

В случае применения очень легкого разбавителя лак очень быстро схватывается и хуже вытягивается, пленка образуется быстрее и растворитель остается под пленкой, краска плохо твердеет или совсем не твердеет. Если лак разбавлен недостаточно, его вязкость возрастет и пленка хуже тянется, что приводит к явлению «апельсиновой кожуры».

Сушка лака, находящегося в реакции с катализатором, может быть ускорена также путем помещения кузова в сушильную камеру на 30 мин при температуре 60 "С. Перед этим производится выдержка на воздухе в течение 10 мин, для испарения растворителя.

Нанесение глифталевых лаков горячим способом (только на глифталевые однокомпонентные лаки) несколько отличается. Как отмечалось, повышение температуры способствует разжижению этих лаков. При температуре лака 70 °С его либо совсем не разбавляют, либо разбавляют слегка. Для обеспечения равномерного и постоянного нагрева лака краскораспылитель снабжается подогреваемым бачком для краски с термостатом. При возможности подогревают и сжатый воздух, с помощью нагревателя, установленного на выходе фильтра компрессора. Если окрашиваемая поверхность имеет низкую температуру, то ее также следует подогреть до температуры 20—25 °С. Готовят такое количество лака, которое необходимо для одной операции. Следует учитывать, что лак можно подогревать только один раз. После его охлаждения возможно выпадение осадка, делающего лак непригодным к употреблению.

Работа с краскораспылителем ведется так же, как и при холодном способе. Лак наносится одним слоем, который создает толстую пленку без подтеков. Количество паров растворителя ощутимо уменьшается по сравнению с количеством паров при нанесении краски из краскораспылителя при температуре окружающей среды 20 "С. Так экономится лак и растворитель. Кроме того, нанесение краски одним слоем обеспечивает значительный выигрыш во времени. Отсутствие разбавителя, в сочетании с повышенной температурой, приводит к уменьшению времени сушки.

Дефекты получаются из-за очень низкой или очень высокой температуры краски либо при нанесении чрезмерно толстого слоя, что приводит к образованию морщин и подтеков. Металлизированный лак наносить горячим способом нельзя. Столь подробное описание глифталевых лаков и технологии их нанесения мы приводим в связи с тем, что до сих пор эти лаки, хотя и не достигают стойкости акрилполиуретановых, и тем более полиуретановых лаков, считаются элитными покрытиями. А если вы являетесь счастливым владельцем коллекционного автомобиля, выпущенного еще в довоенное время, то скорее всего, он имеет именно глифталевое покрытие. Поэтому, когда вы соберетесь восстанавливать покрытие, сведения о глифталевых лаках сослужат вам хорошую службу, так как позволят именно реставрировать автомобиль, а не покрывать его современными материалами. Это увеличит коллекционную ценность автомобиля.

Акриловые лаки. Патент на них впервые был получен в США, в 1958 году, там же они получили широкое распространение. Позже акриловые лаки стали использоваться европейскими автомобилестроителями. Сначала их применяли лишь для окраски моделей высшей категории, затем стали использовать для окраски моделей средней и низшей категорий.

Акриловые лаки — это синтетические смолы, получаемые из нефтепродуктов. Термотвердеющие лаки, отверждение которых происходит нагревом в печи, применяются как в автомобилестроении, так и в других отраслях промышленности. Однако значительное повышение температуры, необходимое для затвердевания, не позволяет использовать эти лаки при ремонте. Термопластичные лаки, затвердевание которых осуществляется физической сушкой с испарением растворителя, применяются некоторыми европейскими изготовителями автомобилей при ремонте, а также при первоначальной покраске автомобилей.

Термопластичные лаки обладают рядом преимуществ — это быстрая сушка даже при температуре окружающей среды и блеск покрытий. Недостатки: слабая закрывающая и заполняющая способности, потребление большого количества разбавителя, необходимость многократного нанесения слоев. Для окраски больших поверхностей и для нанесения лаков из краскораспылителя при температуре выше 20 "С применяют тяжелый акриловый разбавитель. Вязкость лака при температуре 20 °С составляет 14—16 с.

Лак наносят из краскораспылителя с соплом диаметром 1,6—1,8 мм. Расстояние между соплом и окрашиваемой поверхностью выдерживают в пределах 15—20 см.

Акриловые лаки, как и целлюлозные, не обладают большой наполняющей способностью, поэтому требуют нанесения нескольких слоев лака, подложки целлюлозного грунта, винилового хроматофосфатного защитного покрытия, эпоксидного грунта, акриловой чистой основы. Это важные моменты, которые нужно иметь в виду. Если не известна природа подложки, следует нанести слой эпоксидного грунта.

Лак наносят из краскораспылителя в 4—5 слоев. Слои накладывают с интервалом 5—10 мин для испарения растворителя (чем ниже температура, тем медленнее испаряется растворитель). Каждый слой должен быть нанесен на сухую поверхность. В противном случае, лак предыдущего слоя остается связанным в пленке лака и задерживает последующее затвердевание.

Нормальное затвердевание происходит следующим образом:

-через 5 мин сушки к лаку не пристает пыль;
-через 15 мин — не пристает ладонь руки;
-через два часа лак затвердевает.

Сушку можно ускорить нагревом в течение 30 мин в камере при температуре 60—80 °С или установкой рефлекторов на расстоянии 70 см в течение 20 мин. Пленка лака после сушки хорошо блестит, тем не менее блеск можно улучшить посредством полировки, которую производят только после твердой сушки. При воздушной сушке полировку желательно производить спустя 6 ч. При горячей сушке ее производят после достаточного охлаждения окрашенной поверхности.

Металлизированные лаки. Это лаки с металлическими красителями и пигментами, обеспечивающими цвет. Основные металлические красители изготовляют на основе алюминия или бронзы. Наиболее часто используют в металлизированных лаках краситель из алюминиевых блесток. Мелкие металлические частицы отражают окружающий свет, что и придает краске особый металлический блеск. Эффект зависит от размера блесток, их формы, цвета и распределения в наложенной пленке краски. По данным некоторых изготовителей, алюминиевые блестки имеют следующие параметры: толщина — 1 мкм, диаметр — 60, 80 или 100 мкм.

Впервые эти лаки появились в 1960 году и приготовлялись на основе глифталевых красок. Однако окисление этих лаков приводило к ухудшению блеска алюминиевых частиц, которые наиболее сильно подвергались воздействию атмосферных агентов.

С изобретением акриловых лаков, применение металликов значительно расширилось. Металлические частицы окисляются гораздо меньше, и блеск их намного интенсивнее ввиду высокой прозрачности акриловых лаков.

Преимущества и недостатки металлизированных акриловых лаков те же, что и непрозрачных акриловых лаков.

Наносят лак краскораспылителем с соплом 1,6— 1,8 мм, расстояние между соплом и окрашиваемой поверхностью выдерживают в пределах 20—25 см. Вначале наносят связывающий слой или первый тонкий слой, а затем два влажных слоя. Последним наносят металлизированный слой, при этом расстояние между краскораспылителем и поверхностью увеличивают до 30 см, для обеспечения равномерности и лучшего расположения алюминиевых частиц.

Двухслойное покрытие металлизированными лаками первоначально появилось на автомобилях в начале 70-х годов, потом технология быстро распространилась на большинство производимых автомобилей. Широко используются две группы лаков: глифталевые реактивные и акрилполиуретановые (с более высокими характеристиками). Лаки этих групп состоят из матовой металлической основы и одного или двух компонентов в зависимости от марки лака. Двухсоставные лаки придают поверхности блеск, отражательную способность и стойкость к различным внешним воздействиям.

Краска расфасовывается в банки либо с заданным цветом, либо с цветом основы. В последнем случае мастер составляет необходимый колер, руководствуясь формулой состава, указанной в микрокарте изготовителя.

Окрашиваемую поверхность сначала покрывают глифталевым грунтом, если последующее покрытие является покрытием той же основы. Если не так, сначала следует нанести полиуретановый двухсоставный грунт.

Марки двухслойных лаков могут в значительной степени отличаться друг от друга как по вязкости и точности соответствия восстанавливаемому цвету, так и по легкости в работе, не исключая, конечно, покрывающую способность каждого из них. Во всех случаях перечисленные ниже рекомендации окажутся полезны тем, кто собирается освоить технологию покраски автомобиля.

Технология покрытия двухслойными лаками

Сопло для краскораспылителя должно быть диаметром 1,6—1,8 мм. Расстояние между окрашиваемой поверхностью и соплом — в пределах 20 см. Сначала наносят слой сцепления или первый тонкий слой с последующим наложением двух влажных слоев. Далее наносят металлизированную пленку, чтобы обеспечить благоприятное расположение алюминиевых частиц и избежать возможности образования прожилок на окрашенной поверхности. После этой процедуры перед нанесением лака при температуре 20 "С следует выждать 10—15 мин.

Тем временем смешивают лак с разбавителем и отвердителем (за 15—20 мин до нанесения). Лак наносят тонким слоем, дают выдержку 10—15 мин для испарения растворителя, затем наносят последовательно, с интервалом в 15 мин, два слоя лака. Окрашенную поверхность выдерживают в течение 15 мин для испарения растворителя, затем производят сушку в камере в течение 30—45 мин при температуре 60 °С. Влажность в мастерской и в камере должна быть минимальной, иначе лак потемнеет.

Время выдержки слоев, время сушки и испарения могут быть несколько иными, в зависимости от условий в мастерской и от марки лака. Поэтому внимательно читайте инструкции и рекомендации. То же касается Диаметра сопла распылителя. Указанный диаметр подходит в основном для всех марок, но если в инструкции указано иное, следует придерживаться рекомендаций изготовителя.

Акрилполиуретановые лаки. Это двухсоставные акриловые лаки, полученные в результате химического соединения акриловых смол с полиуретановыми.

Как правило, это непрозрачные лаки или металлизированные лаки. Еще их называют акриловыми лаками. Высыхание их происходит в результате полимеризации с отвердителем. Их применяют для создания непрозрачных покрытий.

Лак готовится за 10—15 минут до нанесения. Условия нанесения аналогичны указанным в предыдущем разделе: сначала тонкий связывающий слой, сопровождаемый наложением двух последующих слоев, с интервалом 10— 15 мин и сушкой в течение 30 мин при температуре 60 °С.

После высыхания, покрытия из акрил полиуретановых лаков можно полировать для устранения дефектов.

Полиуретановые лаки. Это самые распространенные и популярные лаки. Они так же двухосновные. Практически единственный их недостаток состоит в том, что их нельзя наносить при низких (ниже 20 °С) температурах и повышенной влажности воздуха.

Из достоинств несомненны:

-высокая твердость и устойчивость к абразивным воздействиям и механическим повреждениям;
-очень высокая химическая стойкость к воздействию растворителей и различных активных реагентов (бензин, тормозная жидкость, кислоты и т. д.);
-экономичность;
-хороший блеск;
-легкое нанесение и быстрое высыхание.

Металлическую поверхность под этот лак готовят следующим образом. Покрывают металл полиэфирной мастикой или слоем хроматофосфатного защитного покрытия с целью фосфатирования. После образования фосфатного слоя и очистки поверхности наносят полиуретановый грунт.

Перед употреблением лак следует приготовить, смешивая компоненты согласно рекомендациям, указанным на упаковке изготовителем. Наносят лак методом пневмораспыления при температуре не ниже 20 "С. Сам процесс покраски ведется, как и акрилполиуретановыми лаками: наносится тонкий связующий слой и спустя 15 мин, необходимых для испарения растворителя, — новый слой лака.

Лаковое покрытие сушат 30—60 мин при температуре 60 °С.

Лаковые покрытия подвергаются последующей шлифовке шлифовальной шкуркой.

www.abc-paint.info

comments powered by HyperComments
На ковер! Несколько полезных советов по выбору ковриков в автомобиль.

На ковер! Несколько полезных советов по выбору ковриков в автомобиль.

Обычно коврики в салон приобретают сразу после покупки автомобиля или тогда, когда необходимо заменить старые.
Полезные советы при выборе подержанного авто. Часть 2. Как узнать, является ли автомобиль «распилом» и был ли он в ДТП

Полезные советы при выборе подержанного авто. Часть 2. Как узнать, является ли автомобиль «распилом» и был ли он в ДТП

В данной публикации заострим внимание на том, как определить, был ли автомобиль в ДТП, и не является ли он «распилом» или, как еще говорят, «конструктором».
Бракованная машина: как ее вернуть дилеру?

Бракованная машина: как ее вернуть дилеру?

На написание данной статьи нас подтолкнули нередкие «истории из жизни» горе-покупателей. Счастливые обладатели новеньких авто за крайне короткое время лишались не только этого статуса, но и транспортного средства из-за его технических неисправностей.
8 полезных советов по выбору подержанного автомобиля. Как не купить кота в мешке?

8 полезных советов по выбору подержанного автомобиля. Как не купить кота в мешке?

Выбирая подержанный автомобиль, на что бы вы обратили внимание? Многие сделают ставку на пробег, год, внешний вид автомобиля. Разобраться в тонкостях выбора помогут следующие советы.
Однажды в холодную зимнюю пору, к машине я вышел… Вот так сюрприз!

Однажды в холодную зимнюю пору, к машине я вышел… Вот так сюрприз!

Многие автолюбители знакомы с неприятными сюрпризами, которые преподносит автомобиль в морозы. В этой статье речь пойдет о том, как с ними справиться и избежать их повторного появления.
Как сэкономить на штрафах ГИБДД: выбран лучший радар-детектор 2013 года

Как сэкономить на штрафах ГИБДД: выбран лучший радар-детектор 2013 года

Такой новогодний подарок обрадует любого автомобилиста.
Нарушение без наказания. Создание помех для движения.

Нарушение без наказания. Создание помех для движения.

Сейчас в интернете все чаще стали появляться объявления следующего характера: «Ищу очевидцев аварии, которые смогут дать показания, а по возможности — предоставят записи видеорегистратора». Авторами таких объявлений нередко становятся родственники участников ДТП, получивших тяжелые травмы и увечья.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.